4 листопада 2013

Движение Украины в сторону Европейского Союза началось не вчера. Об этом свидетельствуют не только уже приевшиеся ежедневные комментарии политиков, а и то, что данная инициатива давно закреплена на законодательном уровне.
Так, например, еще в 2004 году отдельным Законом Украины от 18.03.2004 г. № 1629-IV была утверждена целая Общегосударственная программа адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза (далее — Общегосударственная программа), которая, в частности, определила все механизмы и процедуры такой адаптации. А ч. 2 ст. 11 Закона Украины «Об основах внутренней и внешней политики» от 01.07.2010 г. № 2411-VI вообще четко предусмотрено, что обеспечение интеграции Украины в европейское политическое, экономическое и правовое пространство с целью приобретения членства в ЕС является основной целью внешнеэкономической политики Украины.
Хотим мы этого или нет, нравится нам это или не нравится, но корабль под названием «Украина» идет к европейским берегам полным ходом.
Очередными знаменательными датами на пути к евроинтеграции будут 28–29 ноября 2013 года. В указанных числах в Вильнюсе пройдет саммит Восточного партнерства и именно тогда планируется подписание проекта Соглашения об ассоциации между Украиной, с одной стороны, и Европейским Союзом и его государствами-участниками — с другой (далееСоглашение об ассоциации).
Что же собой представляет данный документ и как он повлияет на сферу бизнеса, да и вообще на нашу жизнь?
Общая характеристика
В первую очередь отметим, что мы имеем дело всего лишь с проектом международного соглашения, которое 30 августа 2013 года было размещено на интернет-портале нашего Правительства. Его основной текст занимает 235 страниц, и это не считая приложений со всевозможными таблицами и нескольких протоколов, которые, если вы захотите распечатать их на принтере, изведут вам не одну пачку бумаги.
Все мы знаем, что любой международный документ достаточно сложен для обработки и анализа. Соглашение об ассоциации — не исключение. Причин тому масса: начиная от сложностей с переводом любого делового документа и заканчивая весьма широким кругом вопросов, которые Соглашение об ассоциации призвано урегулировать.
Нельзя не отметить и тот факт, что, скорее всего, кроме нескольких чиновников из МИДа, переводчиков и, возможно, десятка-второго специалистов по международным отношениям и экономистов, вдумчиво данный документ так никто и не осилит аж до момента его подписания (если оно вообще состоится). Потом, конечно, будут читать и разбираться, ведь нужно же его выполнять. Все как у нас принято: будем бороться с последствиями, а не с причинами. Но сейчас не об этом.
Для того чтобы создать наиболее точное представление о вопросах, которые Соглашение об ассоциации призвано урегулировать, пройдемся по самым интересным его положениям.
Цель ассоциации
В ст. 1 Соглашения об ассоциации можно прочитать, что главная цель его заключения — создание ассоциации между Украиной и Европейским Союзом (его государствами-участниками) для:
  • политического, экономического, торгового сотрудничества;
  • создания зоны свободной торговли;
  • адаптации отечественного законодательства к законодательству ЕС;
  • усиления сотрудничества в сфере юстиции, свободы и безопасности;
  • обеспечения верховенства права и уважения прав человека и т.д.
Естественно, даже подписав Соглашение об ассоциации, Украина еще не станет страной — участницей Евросоюза. Об этом речи не идет. Ведь даже в преамбуле данного документа четко сказано, что политическая и экономическая интеграция Украины в ЕС зависит от прогресса в имплементации (выполнении и внедрении в национальную правовую систему) достигнутых договоренностей и от обеспечения уважения к совместным (с ЕС) ценностям. От нас также потребуют показать прогресс в приближении к Евросоюзу в политической, экономической и правовой сферах. И вот только тогда, возможно, Украине позволят полноценно евроинтегрироваться.
Вообще, если абстрагироваться от всей этой международной бумажной мишуры, у автора настоящей статьи, как практикующего юриста, не первый год занимающегося анализом всевозможных законодательных и нормативных документов, даже беглое ознакомление с Соглашением об ассоциации  вызывает удивление. Условия договоренностей, которые оно предполагает, можно охарактеризовать не иначе как игра в одни ворота. Со своей стороны, мы им все, а они нам — ничего. Практически никакого паритета. Даже обсуждаемые на каждом шагу обещания отечественных политиков о безвизовых поездках в страны ЕС — и те являются далекой перспективой.
На заметку!
Кстати, если уж коснулись этой темы, то на вопрос «Когда будет введен безвизовый режим со странами ЕС?» как нельзя «точно» отвечает преамбула Соглашения об ассоциации: «…в соответствующее время после создания условий для хорошо управляемого и безопасного передвижения людей» будет вам безвизовый режим. Подробнее данный момент продублирован в ст. 19 Соглашения об ассоциации.    
Органы управления ассоциацией
Вступая в ассоциацию с ЕС, нужно учитывать, что действия наших властей по выполнению достигнутых договоренностей будут отслеживать и проверять, а на более низких уровнях будут создавать различные институции по обсуждению всевозможных вопросов.
Для этого в рамках ассоциации будут созданы следующие органы:
  • Совет ассоциации. Согласно ст. 461 Соглашения об ассоциации, он будет осуществлять контроль, мониторинг применения и выполнения данного Соглашения, изучать главные вопросы, возникающие в рамках Соглашения, и любые двусторонние или международные вопросы, которые составляют взаимный интерес. Создание Совета ассоциации предполагается в виде коллегиального органа, в который будут входить представители Правительства Украины, члены Совета ЕС и Европейской Комиссии;
  • Комитет ассоциации. В соответствии со ст. 464 Соглашения об ассоциации планируется, что этот орган будет предоставлять всевозможную помощь Совету ассоциации (в частности, будет проводить подготовку заседаний Совета) и призван осуществлять некоторые, делегированные Советом функции. Указывается, что состоять он будет из представителей сторон Соглашения об ассоциации (главным образом, из должностных лиц высшего уровня);
  • Парламентский комитет ассоциации. В ст. 467 Соглашения об ассоциации данный орган характеризуется как форум для членов Верховной Рады Украины и Европейского Парламента (для встреч и обмена различными идеями);   
  • Платформа гражданского общества.  Будет состоять из представителей гражданского общества Украины и членов Европейского экономического и социального комитета. Орган будет создан, в частности, с целью информирования общественности о ходе выполнения условий Соглашения об ассоциации;
  • подкомитеты и пр. органы. Будут выполнять различные вспомогательные функции.
Имплементация и адаптация законодательства
Если кто-то еще не обратил внимания, то этот процесс идет в Украине давно. Едва ли не половина пояснительных записок к принятым в последние годы законам содержит формулировки примерно такого содержания: «…с целью приближения законодательства Украины к законодательству ЕС...» или «…адаптации к нормам Европейского Союза в рамках реализации евроинтеграционного вектора развития Украины…» В целом, если желаете посмотреть, каким образом происходит мимикрия отечественной законодательной системы, — милости просим, все описано в Общегосударственной программе. Это о наших, внутренних законах.
Что же касается законодательства ЕС, которое мы обязуемся имплементировать, то тут наверняка будет возникать масса вопросов.  Приведем пример. 
Статьей 8 Соглашения об ассоциации предусмотрено, что в отечественное законодательство будут внедряться (имплементироваться) нормы Римского статута международного уголовного суда, принятого Дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН по учреждению Международного уголовного суда в г. Риме, 17 июля 1998 г. (далееРимский статут).
Напомним, что данным документом был учрежден Международный уголовный суд, который создавался как некая надсудебная структура, призванная дополнить национальные органы уголовной юстиции стран-участниц данного Римского статута.
Не лишним будет сказать, что Украина хоть и подписала Римский статут 20 января 2000 года, однако и по сей день данное соглашение не ратифицировано. Все дело в том, что в свое время Конституционный Суд Украины признал неконституционным положения Римского статута в той части, в которой предусмотрено, что Международный уголовный суд будет дополнять украинские суды в уголовном делопроизводстве1. И действительно, согласно ч.ч. 1, 3 ст. 124, ч. 5 ст. 125 Конституции Украины, в Украине:
  • делегирование функций судов или выполнение этих функций другими органами не допускается;
  • судопроизводство осуществляется исключительно Конституционным Судом и судами общей юрисдикции;
  • создание чрезвычайных и особых судов не допускается.  
1 См. Вывод Конституционного суда Украины по делу в связи с конституционным представлением Президента Украины о предоставлении вывода в отношении соответствия Конституции Украины Римскому статуту Международного уголовного суда (дело о Римском статуте) от 11.07.2001 г. № 3-в/2001 (дело № 1-35/2001).   
 
Иными словами, пока непонятно, как будет разрешаться эта ситуация с противоречащей Конституции Украины нормой Соглашения об ассоциации. Ходят слухи о внесении изменений в Основной Закон, однако в ближайшей перспективе в это слабо верится.
Так и хочется спросить: «Господа парламентарии, что делать будем?» А ведь это не единственная норма Соглашения об ассоциации, противоречащая национальному законодательству.   
Сферы, на которые повлияет вступление Украины в ассоциацию
Прежде всего нужно отметить, что ст. 25 Соглашения об ассоциации предусматривается создание зоны свободной торговли на протяжении переходного периода. Так, в рамках 10-летнего срока, Украина (как и другие страны-участники) будет обязана постепенно уменьшать или отменять ставки ввозной пошлины на товары, которые будут ввозиться из еврозоны и наоборот, а европейские страны будут уменьшать и отменять ввозные пошлины на украинскую продукцию. 
Кроме того, будут предусмотрены определенные тарифные квоты для импорта товаров: из Украины в ЕС и из ЕС в Украину. Собственно, именно таким методом и предполагается создание свободного товарооборота.
Кстати, если вас, к примеру, заинтересовали конкретные графики и цифры, с ними можно ознакомиться в соответствующих приложениях к Соглашению об ассоциации в конце данного материала.
При этом ст. 30 Соглашения об ассоциации ограничивает стороны (кроме нескольких случаев) в праве увеличения пошлин или в возможности установить какие-либо новые пошлины на товар, который происходит из другой страны.
Если же говорить в целом, проект — зоны свободной торговли между Украиной и ЕС охватывает  тесное взаимное сотрудничество в таких сферах взаимоотношений, как:
  • торговля, технические барьеры в торговле;
  • инструменты торговой защиты;
  • всевозможные санитарные меры;
  • сотрудничество в таможенной сфере;
  • торговля в энергетической сфере;
  • предпринимательская деятельность, торговля услугами и электронная торговля;
  • движение денежных средств;
  • право интеллектуальной собственности;
  • государственные закупки;
  • разрешение споров и пр.
Помимо торговых вопросов, в Соглашении об ассоциации также прописаны и всевозможные экономические, политические, социальные и пр. положения, касающиеся:
  • энергетики (в т.ч. ядерной);
  • транспорта;
  • защиты окружающей среды;
  • промышленной политики и предпринимательства;
  • сельского хозяйства;
  • налогообложения;
  • статистики;
  • финансовых услуг;
  • туризма;
  • космоса;
  • культуры и образования;
  • предоставления финансовой помощи украинской стороне и пр.
Добавьте сюда и то, что в приложениях к Соглашению об ассоциации также содержится масса других данных, а именно:
  • тарифные квоты для импорта различных товаров в Украину и в ЕС;
  • всевозможные тарифные графики уменьшения и отмены ввозных пошлин на различные товары;
  • дополнительные (специальные) условия для торговли одеждой, которая уже была в использовании (секонд-хендом);
  • положения о приближении законодательства Украины к Регламенту ЕС;
  • списки оговорок и обязательств в отношении поставок услуг, поставщиков услуг, независимых профессионалов;
  • различные другие правила и процедуры.
Безусловно, более подробно рассказать о каждой из перечисленных позиций в рамках данной обзорной статьи просто не представляется возможным. Однако даже поверхностное ознакомление с этими пунктами позволяет оценить последствия подписания Украиной соглашения об ассоциации — недооценить их трудно. Скорее наоборот, это именно тот случай, когда влияние международного договора ощутит каждый житель нашей страны.
Звучит все это тоже красиво и даже пафосно, однако некоторые вещи удручают.
Например, 3 октября нынешнего года новостные ленты вовсю пестрели заявлением премьер-министра, которое тот сделал во время встречи с группой депутатов Европарламента. Было сказано, что в течение 10 лет адаптации отечественных стандартов и технических регламентов к стандартам и регламентам ЕС, украинским предприятиям нужно будет потратить ни много ни мало — 165 миллиардов евро!         
Понятно, если не адаптироваться к данным регламентам, наши предприятия просто будут невостребованными на европейском рынке — их продукцию туда никто не пустит. Конечно, с одной стороны, в ст.ст. 453–459 Соглашения об ассоциации прописано, что заграница нам поможет, и Украина будет получать финансовую помощь для достижения целей ассоциации. С другой стороны, не нужно быть наивными и думать, что денежные средства предоставят просто так — наверняка каждый очередной транш, по-прежнему, придется выпрашивать под дополнительные уступки. Логика подсказывает, что бесплатных денег не бывает, а тот, кто платит, — во все века заказывает музыку. Да и свежо еще в памяти то, как Евросоюз «финансово помогал» выйти из кризиса Греции.  
Ответственность за невыполнение обязательств
Как мы знаем, одно дело — написать какое-нибудь правило, и совсем другое — его выполнить. В рамках Соглашения об ассоциации Украину (как и любую страну-участницу данной договоренности), чуть что, смогут заставить играть по правилам. Об этом свидетельствует содержание ст.ст. 476–478 Соглашения об ассоциации. Так, если какие-либо обязательства выполняться не будут — этот вопрос будет рассмотрен Советом ассоциации. За последним закрепляется право принять обязательное для исполнения решение. Какое именно? На данный вопрос однозначного ответа нет. Сказано только, что меры воздействия позволено выбирать с прицелом на то, чтобы нанести наименьший вред действию Соглашения об ассоциации. А в некоторых, четко предусмотренных случаях, по отношению к нарушителю разрешено даже приостанавливать любые права и обязанности, которые следуют из раздела IV Соглашения об ассоциации, посвященного торговым вопросам.  Получается, что в отношении страны-нарушителя могут применить различные торгово-экономические санкции в виде введения, например, ввозных пошлин на ее товары.
Обратите внимание!
В ст. 477 Соглашения об ассоциации четко сказано: все споры касательно трактовки, исполнения или добросовестного применения его раздела IV (Торговля и вопросы, связанные с торговлей) регулируются исключительно главой 14 данного раздела.
Если вкратце — любой спор в данном случае рассматривается специальной третейской группой при участии Комитета по вопросам торговли. Предусмотрена также проверка выполнения постановления третейской группы, а в случае его невыполнения — пострадавшая сторона (страна-участник) может принять решение вплоть до повышения своих ввозных пошлин. За счет этого и будет компенсирован ущерб.      
Вместо заключения
Подводя итог, вместо того чтобы рассуждать о том, как независимая страна будет добровольно отдавать часть своего суверенитета и открывать торговые границы потокам немецкого (с китайскими бирками) товара широкого потребления, заведомо уничтожая своего неконкурентного производителя, мы дадим ответ на вопрос, который у всех, как говориться, на слуху: позволит ли подписание Соглашения об ассоциации присоединиться Украине к Таможенному союзу?
О таком случае как раз сказано в ст. 39 Соглашения об ассоциации. Предусмотрено, что подписание всевозможных соглашений о приграничной торговле, зонах свободной торговли и установление таможенных союзов разрешено. По идее, что разрешено, то не запрещено! Но с оговоркой: только тогда, когда это не противоречит нормам самого Соглашения об ассоциации. При этом между странами-участниками Соглашения об ассоциации, перед  подписанием других торговых соглашений, предусмотрено проведение консультаций в рамках Комитета по вопросам торговли.
По-хорошему, нужно отметить, что вопрос этот скорее стоит ставить так: а захотят ли страны — участники Таможенного союза видеть подписавшую Соглашение об ассоциации Украину за своим столом? И наоборот, отпустят ли европолитики ассоциировавшуюся в ЕС Украину на восток?
Во всяком случае, первые лица «большого брата» однозначно продолжают делать Киеву замечания о том, что имплементация европейских норм и стандартов, да и вообще вся эта рьяная подготовка к подписанию Соглашения об ассоциации полностью противоречит ранее достигнутым международным соглашениям между Украиной и Россией.
Например, в ст. 13 Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 года, который действует, минуточку… аж с 01 апреля 1999 года, четко сказано о:
  • сотрудничестве в экономической сфере;
  • создании общего экономического пространства;
  • гармонизации хозяйственного законодательства;
  • стремлении к согласованию финансовой, денежно-кредитной, бюджетной, валютной, инвестиционной, ценовой, налоговой, торгово-экономической и таможенной политики.
Очевидно, что интенсивно «адаптируясь под ЕС», Украина явно нарушает условия Договора о дружбе (Украина—Россия), а таких двуличных поступков в международных политических отношениях обычно не прощают.
 
Евгений БОНДАРЕНКО,
юрист
газеты «Интерактивная бухгалтерия»
 
 
Ознакомиться с рабочим переводом соглашения можно по ссылкам:
СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ
Отмена таможенных пошлин: УкраинаЕвропейский союз
ПРОТОКОЛЫ: