4 листопада 2013

 Лидером антикоррупционной борьбы, судя по билбордам и систематическому заполнению интернет-пространства, является одно, хорошо известное предпринимателям и бухгалтерам, ведомство.

Недавно высшим должностным лицом данного ведомства на встрече с представителями бизнеса (http://www.pravda.com.ua/news/2013/10/18/7000226/) было сказано, что этому лицу нужен feedback.

Вообще-то, можно было бы ограничиться более привычным словосочетанием «обратная связь». Но зато теперь все знают, что высшее должностное лицо —  в новоязычном тренде. 

То, что мы вкладываем в понятие «коррупция», — это следствие. Для того чтобы понять причины, еще несколько лет назад одна облГНА на своем сайте и на сайте предпринимательской газеты разместила опрос. На обоих сайтах ответы на вопрос о взятке разделились практически поровну: половина респондентов придерживались мнения, что взятку требует чиновник, а половина — что бизнесмен предлагает сам. Подобным образом  разделились и ответы на вопрос «За что чиновник требует взятку?»: половина считала, что за то, чтобы чиновник выполнил норму закона, а половина — чтобы не «заметил» нарушения закона. Опрос примитивный, но качественную картину показывает. Существует бесчисленное количество диссертаций и исследований «грантоедов» на эту тему — желающие легко найдут в Интернете.

Здесь все просто: бизнесмен заплатит официально или неофициально, исходя из того, что ему выгоднее.

Перейдем к практике. На билбордах было написано, что сервис «Пульс» «доступний клієнтам податкової і митниці». Дело даже не в том, что госорган  превратился из существительного в прилагательное, а в том, какая польза от этого «пульса». Цифры и графики, приведенные на ведомственном сайте (http://minrd.gov.ua/data/material/000/005/58841/dodatok.pdf) показывают, что обращения по вопросам борьбы с коррупцией составляют лишь несколько процентов от общего количества обращений. Если эти обращения «малые, да удалые», то где конкретные примеры по каждому факту?!

О борьбе с коррупцией в органах Миндоходов можно получить представление, посмотрев на цифры и факты на примере Днепропетровской области (http://most-dnepr.info/press-centre/archives/94540.htm):

«Также выявлено 5 фактов вымогательства и получения взяток сотрудниками налоговых органов. Характерной особенностью данных уголовных дел является тот факт, что в 4 из 5 фигурирует руководящий состав налоговых инспекций. ГУ Миндоходов в Днепропетровской области…

В последнее время выявляются принципиально новые нарушения, связанные с использованием и анализом информационных баз, которыми располагает Миндоходов. Случаи несанкционированного копирования и использования информации выявляются и пресекаются».

Об эффективности борьбы со взяточничеством в масштабах всей страны Миндоходов может рассказать, обнародовав поступления в бюджет за все время действия следующей нормы Налогового кодекса:

«164.2. До загального місячного (річного) оподатковуваного доходу платника податку включаються:

….164.2.12. кошти або майно (нематеріальні активи), отримані платником податку як хабар,… у сумах, які визначені обвинувальним вироком суду незалежно від призначеної ним міри покарання…»

Вы не заметили, уважаемые читатели, что количество публикаций о выявленных соответствующими органами взяток больше, чем количество публикаций о привлечении этих взяточников к ответственности?! Может быть потому, что «легким движением руки [c денежными знаками] брюки превращаются в элегантные шорты»?

Как в этом известном ведомстве можно еще говорить о какой-либо коррупции и прочих злоупотреблениях при ежегодном ребрендинге с полным увольнением персонала. Всюду уже наставили своих земляков, всех неугодных уволили.

С кадрами нужно работать, их нужно учить. Но вот о чем говорит «Висновок щодо виконання Державного бюджету України за перше півріччя 2013 року», подготовленный Счетной палатой (http://www.ac-rada.gov.ua/doccatalog/document/16742473/Bul_6_mis_2013.pdf):

«3.4.2. Державною податковою службою (Міністерство доходів та зборів) не забезпечено ефективного управління і використання коштів державного бюджету, спрямованих на підвищення кваліфікації працівників органів державної податкової служби та проведення прикладних розробок у сфері оподаткування, фінансового права і діяльності податкової служби.

Проведеним Рахунковою палатою аудитом ефективності використання бюджетних коштів, передбачених на підвищення кваліфікації працівників органів державної податкової служби і на проведення прикладних розробок у сфері оподаткування, фінансового права та діяльності податкової служби, встановлено, що Службою допускалися порушення в плануванні бюджетних коштів на здійснення прикладних розробок у сфері оподаткування, фінансового права і діяльності податкової служби. Так, до тематичних планів прикладних розробок включалися неактуальні теми, що призводило до їх припинення, а отже, неефективно використано за період, що перевірявся, 3,0 млн гривень.

Виконавцями прикладних розробок у сфері оподаткування, фінансового права і діяльності податкової служби на замовлення Державної податкової служби були два структурні підрозділи Національного університету державної податкової служби — Науково-дослідний центр з проблем оподаткування та Науково-дослідний інститут фінансового права. Проведений в ході аудиту аналіз їх діяльності свідчить про дублювання функцій.

Крім того, не вирішено питання оптимізації кількості бюджетних програм, за якими здійснюється підвищення кваліфікації працівників податкових органів».

Интересно, существует ли среди упомянутых тем всеобщее декларирование доходов? А почему бы не разместить на ведомственном сайте декларации всех работников: от Министерства до рядового чиновника районного уровня. Много интересного можно будет узнать. Например, о выдающихся бизнес-талантах родственников. Чем выше должность чиновника, тем более талантливые его родственники, тем выше их доходы от предпринимательской и другой деятельности.

Сейчас наша ситуация приближается к грузинской. Мелкая коррупция уходит в прошлое. Элитарная коррупция процветает. В том же Миндоходов мелкие чиновники на местах живут очень скромно. Не всем дают, не все берут — боятся потерять работу при нынешней безработице.

Если власть не ликвидирует элитарную коррупцию, возможно, что общеукраинским трендом станет то, что происходит на Закарпатье (http://expres.ua/main/2013/10/15/95331-narodni-mesnyky-palyat-avtomobili).

При введении всеобщего декларирования огонь будет распространяться очень быстро.

Все можно решить довольно просто: руководитель, подчиненный которого был прямо или косвенно замечен в коррупционном деянии, должен быть понижен в должности, а начальник (ГНИ, таможни, ГУ Миндоходов в области), принявший его на работу, должен вернуться в родную Донецкую область на ту же должность, на которой работал раньше. Если такой начальник работает в налоговой службе или в таможне менее трех лет, его нужно просто вышвырнуть на улицу. Жена Цезаря должна быть вне подозрений.

К тем, кто работает много лет, желательно относиться гуманно, ибо некому будет работать. Многие опытные (в большинстве — не замеченные в коррупции) работники не захотели остаться в системе. В инспекциях есть вакансии. К тому же, после последнего ребрендинга      уменьшились оклады, чего при ранее проводившихся реорганизациях никогда не было.

Управление внутренней безопасности еще во времена ГНА подчинялось высшему должностному лицу ведомства. Там же они получали зарплату. Сотрудники УВБ — опера (следствие они не ведут). Законы об ОРД и о милиции, о борьбе с коррупцией, УПК дают им много полномочий. Только полиграфа им не хватает.

Идея Министра использовать прибор, как я понимаю, названный в честь собакосердечного Полиграфа Полиграфовича Шарикова, для проверки своих сотрудников не может вызывать другой реакции, кроме бурных продолжительных аплодисментов, переходящих в овации. По телевизору показывают шоу «Детектор лжи». Учитывая активное использование ведомства креативных PR-методов, следует ожидать участия в этом шоу Министра, который покажет личный пример...

Прежде всего на полиграфе нужно проверить студентов и выпускников известного учебного заведения, ректор которого (второй, по известности, после Поплавского) таинственно исчез. Ходят медиа-слухи о том, что это бывшее должностное лицо, которому инкриминируют получение взятки, оказалось в стране всеобщего декларирования доходов, в штате, сотрудник полиции которого в 1921 году сконструировал полиграф. Кстати, полученные на полиграфе результаты специалисты оценивают неоднозначно.

Если топ-менеджерам центрального аппарата тяжела «шапка Мономаха», ее они могут поменять на бейсболку, в которой будут сидеть в соцсетях и смотреть мультфильм «Город мечты».

Высшее должностное лицо известного ведомства знает, что такое feedback и полигаф. Наверное, оно знает, и что такое фейсконтроль. Может нужно проверять лицо физического лица, претендующего на то, чтобы стать должностным лицом?!

Если традиционные спецпроверки и поиск «крыс» коррупцию не искоренили, а feedback и полигаф — не искоренят, фейсконтроль может стать самым креативным по простоте решением. Бизнесмены знают, что это такое, ведь они сами его внедрили в жизнь, для того чтобы в заведения можно было не допустить нежелательных лиц. Причем без объяснения причин.

 

 

Владимир ПРИТЫСКАЧ,

обозреватель газеты «Интерактивная бухгалтерия»