22 липня 2013
Какие формы финансовой отчетности должен представлять плательщик единого налога шестой группы  и  когда некоторые «единщики» — юридические лица подают в органы статистики квартальную финансовую отчетность?
Эта статья о том, как не связанные, казалось бы, документы могут влиять на жизнь бухгалтеров предприятий. Причем авторы документов вряд ли думали, что влияние будет именно таким…
 
Как известно, 19 марта 2013 года вступил в силу приказ МФУ от 07.02.2013 г. № 73 «Об утверждении Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности» (далее — НПБУ-1). Чуть ранее, а именно 26 января 2013 года, начало действовать постановление КМУ от 16.01.2013 г. № 29, которым внесены изменения и дополнения в широко известное всем бухгалтерам постановление КМУ от 28.02.2000 г. № 419 «Порядок представления финансовой отчетности» (далее — Постановление № 419). А еще ранее — 19 апреля 2012 года — вступил в силу Закон Украины от 22.03.2012 г. № 4618-IV «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Украине» (далее — Закон № 4618).
 
Поиск ответа на первый вопрос начнем с рассмотрения Закона № 4618. Данным законом изменены нормы Хозяйственного кодекса Украины (далее — ХКУ), которыми устанавливаются критерии отнесения субъектов хозяйствования к малым, средним и крупным. Введена также новая категория в составе субъектов малого предпринимательства — субъекты микропредпринимательства. У многих экспертов появление этой категории вызывало вопрос: для чего? Ясность в этот вопрос внесло обновленное Постановление № 419, положения которого будут рассмотрены ниже.
 Так, согласно новой ч. 3 ст. 55 ХКУ к субъектам малого предпринимательства относятся субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднее количество работников за календарный год не превышает 50 человек и годовой доход от любой деятельности не превышает суммы, эквивалентной 10 млн евро по среднегодовому курсу НБУ. У субъектов микропредпринимательства среднее количество работников за календарный год не должно превышать 10 человек, а годовой доход от любой деятельности — сумму, эквивалентную 2 млн евро, определенную по среднегодовому  курсу НБУ.
В п. 2 р. II НПБУ-1 определено, что «…для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности национальными положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах, форма и порядок составления которых определяются Положением (стандартом) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства…». Следовательно, субъекты малого предпринимательства и иностранные субъекты хозяйственной деятельности в обязательном порядке должны применять П(С)БУ 25.
Среди субъектов малого предпринимательства есть «счастливчики» —это так называемые нулевики и плательщики единого налога 4 группы, которые обязаны, согласно П(С)БУ 25, составлять Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства в составе Баланса (Форма №1-мс) и Отчета о финансовых результатах (Форма №2-мс).
Говоря о финансовой отчетности, следует вспомнить и плательщиков единого налога 6 группы. Согласно пп. 6 п. 291.4 Налогового Кодекса Украины (далее — НКУ), к 6 группе относятся плательщики единого налога — юридические лица, субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, у которых в течение календарного года объем дохода не превышает 20 млн грн. Однако Минфин «не заметил» (интересно, сознательно или случайно?) появления 6 группы плательщиков единого налога и не внес в П(С)БУ 25 соответствующие коррективы.
На основании этого, а именно — отсутствия упоминания о плательщиках единого налога 6 группы в абз. 6 п. 2 р. I П(С)БУ 25, можно утверждать, что плательщики единого налога 6 группы должны составлять Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства в составе Баланса (Форма №1-м) и Отчета о финансовых результатах (Форма №2-м).
Требования П(С)БУ являются, говоря языком юристов, императивной нормой и выполнение их является обязанностью всех предприятий. Это неоднократно подчеркивал Минфин, в частности, в письмах от 20.03.2006 г. № 31-34000-20-16/5626, от 09.06.2006 г. № 31-34000-20-25/12321. Поскольку  субъекты малого предпринимательства — плательщики единого налога 6 группы не упоминаются в абз. 6 п. 2 р. I П(С)БУ 25, то, выполняя требования  абз.абз. 2 и 3 п. 2 р. I П(С)БУ 25, они должны составлять Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства в составе  Баланса (Форма № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (Форма № 2-м).
Однако, с другой стороны, п. 296.1 НКУ определено, что «плательщики единого налога ведут учет в порядке, определенном подпунктами 296.1.1 — 296.1.3». Подпунктом 296.1.3 НКУ, в частности, определено, что «плательщики единого налога четвертой и шестой групп используют данные упрощенного бухгалтерского учета (выделено автором — Н.Ю.) о доходах и расходах с учетом положений пункта 44.2 статьи 44 настоящего Кодекса». И вот здесь «полет мысли» наших законодателей остановился, потому что, изменив пп. 296.1.3 НКУ, они не изменили п. 44.2 НКУ, оставив его в прежней редакции, то есть без упоминания о плательщиках единого налога 6 группы.
Можно, конечно, предположить, что законодатель сделал это сознательно, чтобы освободить упомянутых единщиков от обязанности ведения упрощенного бухгалтерского учетадоходов и расходов в целях исчисления объекта налогообложения именно по методике Минфина. Такая методика якобы содержится в п. 8 части I П(С)БУ 25. И, по-нашему мнению, используя ее, невозможно правильно составить Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства (Форма № 1-м и Форма № 2-м).  Однако если это действительно было целью, для чего тогда законодатель включил плательщиков единого налога 6 группы в пп. 296.1.3 НКУ?
Как часто единщикам 6 группы подавать финотчетность? Для этого обратимся к ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете, согласно которой «…отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах…»
То есть в общем случае подается квартальная и годовая отчетность. Однако в абз. 14 п. 2 обновленного Постановления № 419 установлено, что юридические лица, соответствующие критериям, определенным п. 154.6 НКУ, и юридические лица, которые в соответствии с ХКУ относятся к субъектам микропредпринимательства, представляют соответствующим органам годовую финансовую отчетность, предусмотренную для субъектов малого предпринимательства.
Поскольку 2 млн евро в 2012 году по среднегодовому курсу НБУ — это чуть больше 20 млн грн (а доходный лимит единщика 6 группы как раз и составляет 20 млн грн), получается, что плательщики единого налога 6 группы являются или субъектами микропредпринимательства, или субъектами малого предпринимательства, и это «или» зависит именно от количества наемных работников.
Отсюда следует интересный вывод: если у плательщика единого налога 6 группы средняя численность работников за календарный год не превышает 10 человек — он подает лишь годовую финотчетность согласно абз. 14 п. 2 Постановления № 419. Если же средняя численность его работников за календарный год более 10 человек (то есть он уже не является субъектом микропредпринимательства), такой единщик должен подавать помимо годовой еще и квартальную финансовую отчетность органам статистики. Такой вывод распространяется также и на единщиков 4 группы…
 
Наталия ЮДИНА,
Лауреат Премии Президента Украины для молодых ученых,
к. э. н., старший преподаватель НТУУ «КПИ»
 
 

Про подання звітності субєктами мікропідприємництва «Інтерактивна бухгалтерія» розповідала в матеріалі «Як суб’єкти мікропідприємництва мають подавати фінзвітність у статистику: раз на рік чи раз на квартал» в № 16 (25) за 2013 р.