Новини публікуються мовою оригіналу

Не успели мы разместить на официальном интернет-представительстве Президента Украины электронную петицию с предложением запретить изменения в НКУ за полгода до вступления их в силу, как.… А впрочем... Встречаем очередные изменения в НКУ, которые в случае их принятия Верховной Радой Украины вступят в силу 1 января 2016 года.

Рассматриваемый законопроект под названием «О создании конкурентных условий в налогообложении и стимулировании экономической деятельности в Украине» (далее — законопроект) уже окрестили в простонародье Правительственным проектом налоговой реформы. Министры решили не мудрствовать лукаво, а поэтому просто изложили НКУ в новой редакции.

Нужно учесть, что законопроект — это документ, альтернативный проекту Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации» (от 26.10.2015 г. № 3357). Какой из них в итоге будет принят — неизвестно. Но в любом случае полезно будет узнать о том, что нас может ожидать в порядке администрирования налогов и сборов. Итак…

1. Планируется увеличение сроков подачи отчетности по почте. Если сегодня это нужно сделать за 5 дней до истечения предельного срока подачи декларации (п. 49.5 НКУ), то в законопроекте хотят предусмотреть правило, по которому отправить декларацию можно будет даже в последний день.

2. Существует такое правило (п. 49.11 НКУ): если при заполнении декларации налогоплательщик допустил арифметические и логические ошибки, то контролирующий орган должен предоставить налогоплательщику уведомление об отказе в принятии декларации. Правительство предлагает дополнить данную норму и сделать так, чтобы уведомление в отказе отправляли только налогоплательщику, которого невозможно идентифицировать (как мы понимаем, по причине того, что реквизиты заполнены неверно), и с указанием полного перечня нарушений.

3. Известно, что согласно п. 53.1 НКУ нельзя привлечь к ответственности налогоплательщика, который действовал по предоставленной ему налоговой консультации или по обобщающей консультации. В это правило добавят безапелляционное положение о том, что в таком случае к налогоплательщику будет неприменима любая ответственность, в т.ч. финансовая и административная. Но при этом хотят уточнить, что налогоплательщик не освобождается от обязанности внесения изменений в налоговую отчетность или уплатить определенную контролирующим органом сумму налога.

4. Всем известно положение п. 57.1 НКУ, по которому налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанную в налоговой декларации, в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока подачи налоговой декларации. На практике это часто приходится на выходные или праздники. Понятно, что из года в год возникают вопросы о переносе срока уплаты на следующий за выходными или праздниками день. Правительство предлагает данный спор устранить и четко прописать это правило о переносе срока уплаты.

5. Некоторым образом поменяют положения ст. 59 НКУ о вручении налогоплательщику налоговых требований. Например, планируется называть такие документы уведомлениями о возникновении налогового долга. Отправлять их предлагают лишь тогда, когда сумма налогового долга превышает 60 НМДГ, т.е. 1020,00 грн.

6. На сегодня одной из причин для проведения у налогоплательщика документальной внеплановой проверки по пп. 78.1.1 НКУ является нарушение контрагентом такого налогоплательщика налогового, валютного и др. законодательства, если этот налогоплательщик не предоставит в 10-дневный срок пояснения и документальные подтверждения по запросу контролеров. Данное основание для проведения проверки хотят убрать. Да и вообще, правила проведения остальных проверок существенным образом подкорректируют.

7. Согласно п. 56.2 НКУ, налогоплательщик имеет право воспользоваться возможностью административного обжалования решения контролирующего органа. В Кабмине посчитали, что такую жалобу нужно будет подавать не в вышестоящий контролирующий орган, а сразу в ГФС Украины.

Бухгалтерський сервіс «Iнтерактивна бухгалтерія»