Новини публікуються мовою оригіналу

Речь идет о проекте Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налоговой либерализации» (№ 3357 от 26.10.2015 г.) (далеезаконопроект). Если идти от общего к частному, то изменений предполагается много: перекроят практически весь текст нашего Кодекса. И в первую очередь нужно рассказать о том, как планируют изменить структуру контролирующих органов и какими правами они будут наделены во время проверок.

В ст. 41 НКУ хотят предусмотреть следующую трехуровневую систему:

1. Центральный уровень — Государственная фискальная служба Украины.

2. Региональный уровень — Национальный офис по работе с крупными налогоплательщиками, межрегиональные и региональные органы (офисы) в АРК, гг. Киеве и Севастополе, областях с функциями налогового контроля и администрирования налогов и сборов.

3. Местный уровень — госналоговые инспекции (центры обслуживания налогоплательщиков), которые осуществляют исключительно функции сервисного обслуживания налогоплательщиков и таможни.       

Как видим, предполагается, что «нижний уровень» контролирующих органов прав на проведение проверок иметь не будет, да и в других правах их тоже существенно «урежут». Это, как предполагают депутаты ВРУ, отразится в ст. 20 НКУ.  И такой подход не может не радовать. Ведь по состоянию на сегодняшний день «запроверять» могут любого. А так: меньше проверяющих — меньше проверок.   

Теперь о правах контролеров. Вот несколько самых важных новшеств:

  • во время проверок контролеры смогут запрашивать и изучать документы только в рамках предмета проверки (так, по-хорошему, было и раньше, только вот теперь данный принцип хотят четко прописать);
  • будут проверять операции по использованию средств неприбыльных организаций;
  • проверка своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налога на прибыль будет проводиться на основе данных финотчетности и документов налогоплательщика о принятии решения о распределении прибыли, выплате дивидендов, расчету приравненных к распределению прибыли платежей и операций;
  • будет запрещена проверка правильности ведения бухучета и/или правильности и полноты определения финрезультата по отношению к налогообложению согласно с бухучетом и/или формированием показателей финотчетности.

Правила проведения некоторых видов проверок тоже подправят, но это не так существенно по сравнению со следующей информацией.  

Огромный пласт норм в законопроекте посвящен так называемому электронному кабинету налогоплательщика. По сути, этот ресурс будет представлять собой страничку в Сети, на которой мы будем получать всю необходимую для себя, как для налогоплательщика, информацию и прочие нужные функции. Например, мы сможем:

  • видеть данные об оперативном учете налогов и сборов в отношении налогоплательщика (в т.ч. данные карточек личных счетов) и электронном администрировании НДС;
  • получать извлечения и выписки из этих баз данных;
  • проводить сверки взаиморасчётов с бюджетом;
  • управлять суммами излишне и/или ошибочно уплаченных денежных обязательств;
  • заполнять, проверять и подавать отчетность;
  • регистрировать накладные в Едином реестре налоговых накладных и акцизные накладные в Едином реестре акцизных накладных (да, будет и такое);
  • получать информацию о назначении, ходе и результатах проверок;
  • узнавать о ликвидации контрагента либо об аннулировании регистрации плательщиком НДС;
  • осуществлять постановку на учет, снятие с него, переходить на спецрежим налогообложения и т.п.

Отдельно нужно упомянуть о сфере трансфертного ценообразования. Там предстоят существенные изменения. Но, ознакомившись с несколькими нормами, не совсем ясно, что именно хотят разработчики законопроекта. Тут, скорее всего, будут нужны доработки и корректировки. Поэтому оставим эту тему для отдельной аналитики.

Все вышеупомянутое, безусловно, и хорошо, и удобно. Главное — чтобы не подкачала реализация этих возможностей на практике.

Бухгалтерський сервіс «Iнтерактивна бухгалтерія»