Вследствие чрезвычайных ситуаций (наводнения и т.п.) сельхозугодья сельхозтоваропроизводителей может подтопить, вследствие чего весь или часть урожая может быть потеряна. Может.., хотя и не обязательно. Даже наоборот, подтопление может оказаться причиной увеличения урожая. В любом случае данное событие следует задокументировать и последствия отобразить в учете

Документирование

Прежде всего отметим, что подтопление не всегда вписывается в понятие чрезвычайной ситуации.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 2 Кодекса гражданской защиты Украины (далее — КГЗУ), чрезвычайная ситуация — обстановка на отдельной территории или предприятии на ней или водном объекте, которая характеризуется нарушением нормальных условий жизнедеятельности населения, вызванная катастрофой, аварией, пожаром, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, применением средств поражения или другим опасным событием, которое привело (может привести) к возникновению угрозы жизни или здоровью населения, большому количеству погибших и пострадавших, нанесению значительных материальных убытков, а также к невозможности проживания населения на такой территории или объекте, ведения на ней хозяйственной деятельности.

То есть, если подтопление все же нанесло значительный материальный ущерб и/или привело к наступлению других негативных факторов, оно вписывается в понятие чрезвычайной ситуации. Если же подтопление не привело к таким убыткам или даже стало причиной увеличения урожая, то это уже не чрезвычайная ситуация.

И все же остановимся на ситуации, когда подтопление — чрезвычайная ситуация. В таком случае согласно Классификатору чрезвычайных ситуаций ДК 019:2010, утвержденному приказом Госпотребполитики от 11.10.2010 г. № 457, она может классифицироваться, в частности, по одному из приведенных кодов:

  • 20260 «Чрезвычайная ситуация, связанная с повышением уровня грунтовых вод (подтоплением)»;
  • 11120 «Чрезвычайная ситуация вследствие прорыва плотины (дамбы, шлюза и т.д.) с образованием прорывного паводка»;
  • 20510 «Чрезвычайная ситуация, связанная с высоким уровнем воды (половодье, паводки)»;
  • 20590 «Чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением» и другие.

Чрезвычайные ситуации, в зависимости от объемов причиненных ими последствий, количества пострадавших и погибших, объемов технических и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации последствий, делятся на следующие уровни (п. 3 ст. 5 КГЗУ):

  • государственный;
  • региональный;
  • местный;
  • объектный.

Порядок классификации таких событий по уровням определяется Порядком классификации чрезвычайных ситуаций по их уровням, утвержденным постановлением КМУ от 24.03.2004 г. № 368 (далее — Порядок № 368). Нужно это для организации взаимодействия различных ветвей власти, для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, для получения финансирования из бюджетов на погашение убытков.

Определяет уровень чрезвычайной ситуации своим экспертным заключением Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) с учетом экспертного заключения (при наличии) региональной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций (п. 11 Порядка № 368). Документы для получения экспертного заключения готовятся и подаются центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями (см. п. 2.1 Требований к перечню и содержанию документов для предоставления экспертного заключения об уровне чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера, утвержденных приказом МЧС от 15.09.2011 г. № 1000, далее — Требования № 1000).

Перечень таких документов и их содержание определено Требованиями № 1000. Среди них и Расчет убытков, который определяется в соответствии с Методикой оценки убытков от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, утвержденной постановлением КМУ от 15.02.2002 г. № 175 (далее — Методика № 175). Расчет убытков выполняется также и указанным органом власти (п. 2.4 Требований № ​1000​1000). Кроме того, среди данных документов и протокол заседания региональной комиссии по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций относительно предварительной классификации чрезвычайной ситуации по виду, классификационным признакам и уровню.

То есть соответствующие документы готовятся в том числе вышеуказанным органом исполнительной власти и региональной комиссией. Но фактически несут потери от чрезвычайной ситуации конкретные сельхозтоваропроизводители. Таким образом, логично, что последние должны предоставить указанным органам соответствующую информацию. Но, чтобы предоставить данную ​​информацию, сельхозтоваропроизводители сами должны ее иметь. Каким образом сельхозтоваропроизводитель может получить информацию о потерях урожая из-за подтопления? Обследовав соответствующие угодья и зафиксировав объем потерь. С целью обследования и определения объема потерь у нас традиционно руководитель сельхозтоваропроизводителя назначает комиссию. В состав комиссии целесообразно включать также представителей органа исполнительной власти и региональной комиссии. Если посевы были застрахованы, в состав комиссии включают также представителя страховой организации. Результаты обследования комиссия может задокументировать протоколом или актом обследования. Установленной формы для этих документов нет, поэтому их составляют в произвольной форме. В настоящем протоколе (акте) указывается также расчет убытков от потерь неубранной сельскохозяйственной продукции. Упомянутый расчет выполняют согласно ч. «г» п. 2 р. III Методики № 175.

Убытки (Прс) рассчитываются на базе показателей средней урожайности основных видов сельскохозяйственных культур для различных регионов Украины и среднего прогнозируемого уровня оптовых закупочных цен на соответствующую сельскохозяйственную продукцию с учетом несбывшихся расходов, необходимых для доведения ее до товарного вида, по формуле:

где: Si — площадь повреждения i-й сельскохозяйственной культуры;

ki — средний коэффициент повреждения посевов i-й сельскохозяйственной культуры;

Уij — средняя ожидаемая прогностическая урожайность i-й сельскохозяйственной культуры в j-м регионе;

Цij — прогностическая средняя оптовая цена i-го вида сельскохозяйственной продукции в j-м регионе на время после сбора урожая;

Зiдот — расходы, необходимые для доведения всего объема утраченной i-й сельскохозяйственной продукции до товарного вида;

m — к (оличество видов утраченной неубранной сельскохозяйственной продукции.

Расчет (Прс) требует обязательного перерасчета после уборки урожая.

Акт (протокол) составляется в количестве экземпляров, необходимых для всех заинтересованных сторон, подписывается членами комиссии, утверждается руководителем и передается один в бухгалтерию сельхозпроизводителя для отражения последствий гибели посевов в учете, по одному для органа исполнительной власти, региональной комиссии, страховой организации. Но для отображения последствий понесенных убытков в учете сельхозтоваропроизводителя настоящего акта будет мало. Ведь в нем не отображены фактические убытки в размере фактических расходов, понесенных на выращивание поврежденных (уничтоженных) сельскохозяйственных культур. Поэтому в дополнение к указанному акту (протоколу) сельхозтоваропроизводитель должен составить справку или другой аналогичный документ с перечнем фактических расходов, понесенных на выращивание погибшего урожая. Данный документ также утверждается руководителем предприятия и передается в бухгалтерию.

Налоговый учет

Налог на прибыль

Себестоимость урожая включается в состав налоговых расходов в момент его продажи, согласно п. 138.4 НКУ. Однако же, поскольку у нас до продажи дело не дошло, потому что урожай потерян, стоимость утраченного (в размере себестоимости, т.е. фактических расходов на выращивание до момента потери) не относится к составу налоговых доходов.

С застрахованным урожаем ситуация несколько иная. Согласно пп. 140.1.6 НКУ, убытки, понесенные налогоплательщиком в связи с ведением хозяйственной деятельности (фактически застрахованные убытки, определенные договором страхования), включаются в его расходы за налоговый период, в котором он понес убытки, а любые суммы страхового возмещения указанных убытков включаются в доходы такого налогоплательщика за налоговый период их получения. О том, что сумму страхового возмещения следует включить в состав дохода плательщика налога — страхователя именно в период ее получения, налоговики отметили в «Вестнике налоговой службы Украины» № 24 за 2013 г.

Обратите внимание!

Размер ущерба в случае гибели площади посева застрахованной культуры определяется как произведение площади посева погибшей застрахованной культуры и средневзвешенных расходов с учетом страхового покрытия. О таком порядке определения размера ущерба контролеры рассказали в «Вестнике налоговой службы Украины» № 24 за 2013 г.

При получении средств целевого финансирования из бюджетов на возмещение убытков такие средства включаются в состав доходов с момента фактического получения средств, согласно пп. 137.2.2 НКУ.

НДС

Согласно п. 198.5 НКУ, налогоплательщик обязан начислить налоговые обязательства по товарам/услугам, необоротным активам, при приобретении или изготовлении которых суммы налога были включены в состав налогового кредита, в случае, если такие товары/услуги, необоротные активы начинают использоваться в том числе в операциях, которые:

  • осуществляются налогоплательщиком в пределах баланса налогоплательщика, в том числе передача для непроизводственного использования, перевод производственных необоротных активов в состав непроизводственных необоротных активов;
  • не являются хозяйственной деятельностью налогоплательщика.

Потери урожая из-за подтопления вполне можно классифицировать как операции непроизводственного использования или нехозяйственной деятельности. Поэтому в налоговом учете НДС следует начислить налоговое обязательство, исходя из базы налогообложения, определенной п. 189.1 НКУ, — учитывая стоимость их приобретения.

Заметим, что начисление налогового обязательства согласно п. 198.5 НКУ называют еще «условной поставкой».

Каким образом следует составить налоговую накладную, отобразить ее в Реестре, налоговой декларации?

Прежде всего отметим, что в основном сельхозтоваропроизводители являются субъектами спецрежима, налоговый кредит в расходах на выращивание урожая они отражают в спецрежимной деятельности. Поэтому возникает попутный вопрос: в рамках какой деятельности — спецрежимной или общей — отражать указанную условную поставку?

Убеждены, что их нужно отражать в рамках спецрежимной деятельности. Только просим обратить внимание, что данная операция не считается поставкой (пп. 14.1.191 НКУ), поскольку не предусматривает передачи права собственности. Таким образом, в расчете удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров (услуг) они не будут участвовать.

К тому же в п. 17 р. ІІІ Порядка заполнения и предоставления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, утвержденного приказом Минфина от 25.11.2011 г. № 1492 (далее — Порядок № 1492) показан пример расчета удельного веса стоимости сельскохозяйственных товаров (услуг) в общей стоимости всех товаров/услуг. Где сделано примечание: «* Без учета условной поставки в случае его наличия».

То есть Порядком № 1492 допускается, что условная поставка может отображаться в спецрежимной декларации.

Налоговая накладная выписывается в двух экземплярах, причем в соответствии с п. 8 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 01.11.2011 г. № 1379, оба экземпляра остаются у сельхозпредприятия. На оригинале налоговой накладной в верхней левой части проставляется отметка «Х» и указывается тип причины «13» — «Использование производственных или непроизводственных средств, других товаров/услуг не в хозяйственной деятельности». Указанная налоговая накладная независимо от суммы НДС не регистрируется в Едином реестре налоговых накладных (см. п. 4 Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденного постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1246). С образцом заполнения такой налоговой накладной можно ознакомится здесь.

В общеустановленном порядке налоговая накладная регистрируется в Реестре выданных и полученных налоговых накладных за спецрежимной деятельностью.

В налоговой декларации с отметкой 0121 показатели налоговой накладной включаются в итоге значения в строке 1. В Расшифровке налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (приложение 5) в разделе I «Налоговые обязательства» наша налоговая накладная указывается в строке «Інші». О таком же указании говорят и налоговики в консультации в ЕБНЗ (подкатегория 101.29.01).

Бухгалтерский учет

Выше мы выяснили, что потери урожая — это чрезвычайная ситуация природного характера. Для отображения соответствующих расходов ранее был назначен счет 99 «Чрезвычайные расходы», субсчет 991 «Потери от стихийного бедствия». Однако приказом Минфина от 27.06.2013 г. № 627 счет 99 был исключен из Плана счетов и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденных приказом Минфина от 30.11.1999 г. № 291. А потому, считаем, что данные расходы можно отобразить на счете 97 «Прочие расходы» на субсчете 977 «Прочие расходы деятельности».

Таким образом, фактические убытки в размере фактических расходов, понесенных на выращивание поврежденных (уничтоженных) сельскохозяйственных культур, отображаются бухгалтерской записью Дт 977 Кт 23. Начисление налогового обязательства по условной продаже — Дт 977 Кт 641.

Пример

Предприятие из-за подтопления сельхозугодий потеряло урожай, себестоимость выращивания которого составляла 80000 грн. НДС в данных расходах, относившимся к налоговому кредиту, — 15 000 грн.

Бухгалтерский учет по данным примера покажем в таблице.

Таблица

Бухгалтерский учет потери урожая вследствие подтопления сельскохозяйственных угодий

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Дт

Кт

Сумма

1

2

3

4

5

1

Списаны расходы от потери урожая

977

23

80 000

2

Начислено налоговое обязательство по НДС

977

641

16 000

Если урожай был застрахован, сумму полученного страхового возмещения отображаем записью Дт 311 Кт 377. В то же время признаем доход от полученного возмещения: Дт 377 Кт 746.

Александр ЗОЛОТУХИН,

консультант по вопросам
налогообложения и бухгалтерского учета