Ценообразование уже много лет под пристальным вниманием государственных органов. Это объясняется, прежде всего, прямой зависимостью между уровнем цен, устанавливаемых на социально значимые товары, и основным социально-экономическим показателям. Соответственно и органы, осуществляющие контроль в указанной сфере, всегда были наделены довольно широкими полномочиями, которые позволяли им при необходимости существенно влиять на деятельность предприятий. В августе прошлого года вступил в силу Закон о ценах, определяющий основные подходы к ценообразованию.
Поэтому самое время разобраться, как появление упомянутого Закона повлияет на проверки правильности ценообразования на предприятиях различных отраслей
Виды цен и государственное регулирование
Основные принципы ценовой политики и отношения, возникающие в процессе формирования, установления и применения цен, а также осуществление государственного контроля (надзора) и наблюдения в сфере ценообразования урегулированы Законом о ценах. Согласно ст. 10 этого Закона, субъекты хозяйствования при осуществлении хозяйственной деятельности применяют:
свободные цены;
государственные регулируемые цены.
Свободные цены устанавливают предприятия самостоятельно по соглашению сторон на все товары, кроме тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен (ст. 11 Закона о ценах).