В международной практике Примечания к финансовой отчетности являются едва ли не самой важной составляющей отчетной информации любого предприятия. Ведь именно благодаря им пользователи такой отчетности могут почерпнуть подробные сведения о результатах хозяйствования предприятия и определить уровень инвестиционной привлекательности последнего.
Вместе с тем международные стандарты финансовой отчетности (бухгалтерского учета) никоим образом не формализуют Примечаний, а только закрепляют общие требования к информации, которая должна быть в них раскрыта. В реалиях отечественной системы бухучета ситуация с Примечаниями к финансовой отчетности немного жестче.
Приказом Минфина Украины от 29.11.2000 г. № 302 (далее — Приказ № 302) утверждена отдельная типовая форма финотчетности — Примечания к годовой финансовой отчетности (ф. № 5). Однако в данном документе ни слова о порядке ее заполнения.
В данной ситуации каждому главбуху следует запомнить: Примечания к финансовой отчетности — это не что иное, как совокупность показателей и пояснений, обеспечивающих детализацию и обоснованность статей финансовой отчетности, а также другая информация, раскрытие которой предусмотрено соответствующими национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности (п. 3 р. І НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»).
В свою очередь, Примечания к отчетности никоим образом не ограничиваются только формуляром формы № 5 — предписания о раскрытии определенной информации в Примечаниях есть едва ли не во всех учетных нацстандартах.
Пункт 3 р. І НП(С)БУ 1 разъясняет, что раскрытие — это предоставление информации, являющейся существенной для пользователей финансовой отчетности. Существенной считается информация, отсутствие которой может повлиять на решения пользователей финансовой отчетности. Существенность информации определяется соответствующими национальными П(С)БУ или МСФО и руководством предприятия. Количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях, событиях и статьях финансовой отчетности — предмет учетной политики предприятия.
Между тем в п. 20.2 Методических рекомендаций относительно учетной политики предприятия, утвержденных приказом Минфина Украины от 27.06.2013 г. № 635 (далее — Методические рекомендации № 635), указано, что количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях, событиях и статьях финансовой отчетности определяются руководством предприятия, если данные критерии не установлены П(С)БУ, иными нормативно-правовыми актами, исходя из потребностей пользователей такой информации. А согласно пп. 2.20.3 Методических рекомендаций № 635 статья, которая может быть признана несущественной для отдельного предоставления ее в финансовом отчете, может быть достаточно существенной для отдельного раскрытия ее в примечаниях к финансовой отчетности.
Но не будем торопить события и более подробно поговорим о том, кто и в каком объеме раскрывает информацию в Примечаниях.
Кто должен заполнять Примечания к годовой финансовой отчетности и какова их структура
Типовую форму № 5 «Примечания к годовой финансовой отчетности» должны заполнять все предприятия, за исключением:
- банков;
- бюджетных учреждений;
- представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности;
- малых и микропредприятий, непредпринимательских обществ, предприятиятий, ведущих упрощенный бухучет доходов и расходов в соответствии с налоговым законодательством;
- предприятий, которые согласно законодательству составляют отчетность по МСФО.
Перечень всех этих отчетных «льготников» зафиксирован в п. 7 Приказа № 302. Вместе с тем отметим: с целью представления Примечаний квалифицирующие признаки малого и микропредприятия необходимо брать из ч. 2 ст. 2 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV (далее — Закон о бухучете). Ведь именно для микропредприятий, малых предприятий, непредпринимательских обществ и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности, кроме тех, которые обязаны составлять финансовую отчетность по международным стандартам, устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах (ч. 3. ст. 11 Закона о бухучете) (подробнее о новых классификационных критериях предприятий см. «Микро-, малые, средние и крупные предприятия: новые критерии распределения и его влияние»).
Что касается предприятий, представляющих отчетность по международным стандартам финансовой отчетности, то их категории мы подробно рассматривали в публикации «Кто представляет финотчетность по МСФО».
А сейчас выясним, в каком объеме необходимо составлять и представлять Примечания к финансовой отчетности.
Согласно п.п. 1, 7 Приказа № 302 типовая форма № 5 является обязательной для заполнения всеми предприятиями, которые должны составлять и представлять пользователям финансовой отчетности такие Примечания. При этом объем раскрытия ими отчетно-учетной информации в данной форме зависит от того, должно ли предприятие обнародовать свою годовую отчетность (перечень таких субъектов см. в статье «Кто обязан обнародовать финансовую отчетность»).