Наше предприятие сделало предоплату за товар. Получать его будет директор лично. Нужно ли на него выписывать доверенность?

ОТВЕТ: Нет, доверенность директору не нужна. Объясним почему.

Ранее доверенность на получение материальных ценностей выдавалась работникам предприятия, поскольку данное требование предусматривалась Инструкцией о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденной приказом Минфина от 16.05.1996 г. № 99 (далее — Инструкция № 99).

Однако с 01.01.2015 Инструкция № 99 утратила силу, и с этой даты в вопросах представительства и использования доверенностей нужно ориентироваться на общие нормы Гражданского кодекса Украины (далее —ГКУ). Если говорить о доверенности на получение материальных ценностей, то она не исчезла с бухгалтерской документации, просто ее форма теперь не имеет типового формата. Об этом читайте в публикации «С нового года доверенности станут необязательными и произвольной формы».

Однако и при действующей Инструкции № 99 для директора не нужно было выдавать доверенность. Это следует из нормы ч. 5 ст. 65 Хозяйственного кодекса Украины, в соответствии с которой руководитель предприятия действует от имени предприятия без доверенности и может представлять интересы в органах государственной власти, органах местного самоуправления, других организациях, в отношениях с юридическими лицами и гражданами.

Таким образом, когда руководитель лично получает оплаченный товар, достаточно будет паспорта (другого документа, удостоверяющего личность) и заверенной подписью руководителя (и при наличии — печатью предприятия) копии документа, подтверждающего статус руководителя (например, извлечения или выписки из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, далее — ЕГР).