Многие субъекты хозяйствования получали запрос от Налоговой с требованием предоставить информацию об отдельных аспектах деятельности предприятия, наличии офисных, складских, производственных помещений, предоставлении копий документов и т.п. Но каждый раз, как первый, и сразу возникают два основных вопроса: как реагировать на данный запрос и стоит ли предоставлять информацию. Сейчас попробуем разобраться

Имеют ли право налоговики направлять запрос?

Да, имеют. Соответствующие положения предусмотрены сразу в нескольких нормах НКУ: пп. 20.1.3, пп. 20.1.6, пп. 20.1.23, п. 39.14, пп. 72.1.1.3, пп. 72.1.6. А основания для направления запроса и процедура его направления регламентирована ст. 73 НКУ и Порядком периодического предоставления информации органам государственной налоговой службы и получения информации отмеченными органами по письменному запросу, утвержденным Кабмином от 27.12.2010 г. № 1245 (далееПорядок № 1245).

Причем налоговики могут направлять запрос не по своей прихоти, а лишь при наличии одного из оснований, перечень которых приведен в п. 73.3 НКУ (см. таблицу 1).

Таблица 1

Основания для направления запроса

№ п/п

Основание (п. 73.3 НКУ)

Срок ответа на запрос

1

По результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГФС

Согласно общему правилу, установленному абз. 5 п. 73.3 НКУ, налогоплательщик должен ответить в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса.

Обратите внимание

Это самое распространенное и противоречивое основание для направления запроса. Ведь в пп. 78.1.1 НКУ говорится, что непредоставление объяснений и их документальных подтверждений на запрос налоговиков в течение 10-ти рабочих дней со дня получения запроса дает последним основание для проведения внеплановой документальной проверки.

Но часто такой запрос направляется в случае если выявлены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях.

Согласитесь, разница между фактами, свидетельствующими о нарушениях, и фактами, которые, возможно, свидетельствуют о нарушениях, существенная.

Безусловно, этим пользуются налоговики, и часто в запросах звучит фраза:

«...обнаружена вероятность недекларирования (неполного декларирования) налоговых обязательств...»

Правда, налоговики вообще не видят в этом противоречия или двоякого прочтения, а считают, что ситуации, описанные в п. 78.1 НКУ, относятся к п. 73.3 НКУ (письмо ГНАУ от 27.04.2011 г. № 7971/6/23-4015/346), то есть считаются другими случаями для направления запросов

2

Для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) при проведении проверок

В течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса (абз. 6 п. 73.3 НКУ)

3

Выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, поданных налогоплательщиком

В случае если не предоставляются объяснения и их документальные подтверждения на запрос налоговиков в течение 10-ти рабочих дней со дня получения запроса, Налоговая вправе провести документальную внеплановую проверку (пп. 78.1.4 НКУ)

4

На налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении таким налогоплательщиком налоговой накладной покупателю или о допуске продавцом товаров/услуг ошибок при определении обязательных реквизитов налоговой накладной, предусмотренных п. 201.1 НКУ, и/или о нарушении продавцом/покупателем предельных сроков регистрации в Едином реестре налоговых накладных налоговой накладной и/или расчета корректировки

В случае если не предоставить объяснения и их документальные подтверждения на запрос налоговиков в течение 10-ти рабочих дней со дня получения запроса, Налоговая вправе провести документальную внеплановую проверку (пп. 78.1.9 НКУ)

5

В случае проведения встречной сверки 

В течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса (п. 73.3 НКУ)

6

В прочих случаях, определенных НКУ

Обычно данное правило касается других субъектов информационных отношений — органов государственной регистрации актов гражданского состояния, внутренних дел, органов, осуществляющих регистрацию физических лиц (п. 70.6 НКУ), нотариусов (пп. 20.1.22 НКУ), органов, обеспечивающих ведение соответствующих государственных реестров (кадастров) (пп. 20.1.24 НКУ) и т.д. Но, как мы уже говорили, налоговики видят в данной норме и ситуации, перечисленные в п. 78.1 НКУ

  Проведение встречной сверки регламентируется Порядком № 1245 и приказом ГФС «Об утверждении Методических рекомендаций относительно организации и проведения органами государственной фискальной службы встречных сверок, обмена налоговой информацией при осуществлении налогового контроля» от 17.07.2015 г. № 511 (далееМетодрекомендации № 511).

Отметим: п. 73.3 НКУ не обязывает налоговый орган подтверждать указанное в запросе основание или предоставлять плательщику копии документов, послуживших основанием для направления запроса. Достаточно просто указать на такое основание. Например, написать в запросе, что ГФС плательщика проводит встречную сверку по запросу другой ГФС (инициатора запроса). И совсем не нужно к запросу, который предоставляется плательщику, добавлять копию письма ГФС-инициатора. Плательщика письмо не касается (см. определение Львовского апелляционного админсуда от 19.03.2013 г. по делу № 2а-11681/11/1370 или определение Днепропетровского апелляционного админсуда «Об отсутствии обязанности направлять налогоплательщикам полученную контролирующим органом налоговую информацию, которая стала основанием для направления соответствующего запроса» от 15.12.2015 г. по делу № 804/8394/14).

Обязательные реквизиты налогового запроса

Кроме оснований для направления, запрос должен соответствовать и прочим требованиям, приведенным в п. 73.3 НКУ и п. 10 Порядка № 1245 (см. таблицу 2).

Таблица 2

Прочие требования, которым должен соответствовать запрос


п/п

Требование

Комментарий

1

Запрос должен содержать:

  • исчерпывающий перечень установленной законом запрашиваемой у плательщика информации;
  • описание данной информации;
  • в случае необходимости перечень документов, подтверждающих информацию

Что же это за закон, которым установлено перечень?

На наш взгляд, речь идет о нормах НКУ и выданные на его исполнения подзаконные нормативные документы.

Например, в пп. 20.1.2 НКУ сказано о праве налоговых органов получать информацию, справки, копии документов (заверенные подписью налогоплательщика или его должностным лицом и скрепленные печатью (при наличии)) о:

  • финансово-хозяйственной деятельности;
  • получаемых доходах;
  • расходах налогоплательщиков;
  • другой информации, связанной с исчислением и уплатой налогов, соблюдением требований другого законодательства, осуществление контроля за которым возложено на контролирующие органы.

Данный перечень слишком общий. Конечно, понятие информации о финансово-хозяйственной деятельности широкое и неконкретное.

Понятно, что запрос должен содержать конкретный (исчерпывающий) перечень вопросов (информации) в рамках, например, финансово-хозяйственной деятельности (или полученных доходов, расходов и т.д.), а не просто указание «предоставить информацию о финансово-хозяйственной деятельности».

Описание информации — это конкретизация определенного заданного вопроса.

Например, спрашивают о наличии собственных или арендованных складских помещений, транспортных средств, просят предоставить копии первичных, бухгалтерских и других документов, подтверждающих финансово-хозяйственные отношения, вид, объем и качество операций и расчетов, которые осуществлялись между плательщиком и его контрагентом по соответствующим операциям.

С ориентировочным перечнем вопросов при проведении встречной сверки можно ознакомиться в образцах формы запроса в приложении 1 и 2 к Методрекомендациям № 511.

Касательно документов, подтверждающих запрашиваемую информацию: нужно приводить только перечень и реквизиты документов (актов, накладных, налоговых накладных). НКУ не обязывает налоговиков прилагать к запросу сами документы (копии)

2

В запросе дается ссылка на норму закона, согласно которой орган ГФС имеет право получить информацию

Это не общие ссылки на п. 73.3 НКУ, а приведение конкретной нормы, которая будет ссылаться на основание для направления запроса

3

Основания для направления запроса

См. таблицу 1

4

Оформляется на бланке ГФС и подписывается руководителем (заместителем руководителя) указанного органа

Запрос оформляется в форме письма на бланке органа ГФС в произвольной форме

Оформленный в соответствии с вышеуказанными требованиями запрос направляется по почте письмом с уведомлением о вручении по налоговому адресу плательщика или предоставляется под расписку налогоплательщику либо его должностному лицу.

Как реагировать на полученный запрос?

В абз. 5 п. 73.3 НКУ указано, что налогоплательщики обязаны подавать информацию, определенную в запросе органа ГФС, и ее документальное подтверждение в течение одного месяца (или 10-ти рабочих дней — см. таблицу 1) со дня, следующего за днем поступления запроса.

О данной обязанности плательщика сказано также в пп. 16.1.7 НКУ.

Поэтому согласно общему правилу плательщик обязан ответить на запрос (предоставить запрашиваемую информацию, копии запрашиваемых документов).

Однако в том же абз. 5 п. 73.3 НКУ также сказано, что в случае если запрос составлен с нарушением требований, изложенных в абзацах 1 и 2 п. 73.3 НКУ, налогоплательщик освобождается от обязанности предоставлять ответ на данный запрос.

В первом абзаце приведены все те требования к запросу, которые мы уже рассмотрели ранее в таблицах 1 и 2.

Таким образом, плательщик не обязан давать ответ на запрос, если в полученном запросе:

  • не указано основание его предоставления,

 или

  • не указан исчерпывающий (конкретный) перечень запрашиваемой информации,

 или

  • требование не подписано руководителем (заместителем руководителя) органа ГФС.

Причем в данном случае плательщик освобождается от ответственности (проведения налоговиками у плательщика внеплановой проверки).

Однако вовсе не давать ответа опасно, поскольку «молчание» может стать основанием для внеплановой проверки. Конечно, она будет незаконной, потому что отвечать на запрос налоговиков плательщик не должен. Но чтобы доказать это, возможно, придется даже обратиться в суд.

Мы советуем в любом случае отписаться, что полученный запрос составлен с нарушением, поэтому предприятие не может (не отказывается от своего долга, а просто не может в силу объективных причин) предоставить запрашиваемую информацию.

Правда, следует отметить: непредоставление ответа на запрос Налоговой, даже если запрос составлен с нарушениями, на практике часто заканчивается конфликтами с налоговиками. Последние пытаются, не смотря на собственные ошибки в оформлении запроса, провести налоговую проверку. Плательщики не допускают налоговиков к проверке, как следствие — разгорается конфликт. В конце концов дело решают в суде. В данных случаях суд преимущественно становится на сторону плательщика.

Например, в постановлении Львовского окружного админсуда от 22.01.2016 г. по делу № 813/4306/15 речь шла о том, что:

  • налоговики направили плательщику запрос по основанию «установление сомнительности в факте осуществления операций»;
  • плательщик отказался предоставлять информацию по запросу, ведь, по его мнению, запрос не соответствует требованиям НКУ, поскольку в нем отсутствуют основания для направления запроса (однако предоставил налоговому органу копии налоговых накладных и копию реестра полученных налоговых накладных);
  • Налоговая не согласилась с мнением плательщика, издала приказ о проведении внеплановой проверки;
  • плательщик подал в суд об отмене данного приказа;
  • суд сделал вывод, что запросы составлены с нарушением норм НКУ, а именно: не указаны конкретные основания для направления запроса, предусмотренные п. 73.3 НКУ;
  • суд стал на сторону плательщика, признал его доводы законными, отменил приказ Налоговой.

Обратите внимание

В упомянутом судебном постановлении указывается, что письменные запросы не являются обязательными письменными запросами в понимании положений пп. 78.1.1 НКУ, на которые истец должен предоставлять объяснения и документальное подтверждение в течение 10-ти р.д. со дня получения таких запросов, в связи с чем для издания приказа о проведении внеплановой выездной документальной проверки не было оснований.

Как считать срок для предоставления ответа?

Согласно ст. 253 ГКУ, начало течения срока наступает со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало. В нашей ситуации это следующий день, наступающий за днем поступления запроса.

Таким образом, получив запрос, например, 12 апреля 2016 года, начинаем считать рабочие дни со следующего за этим числом дня — с 13 апреля 2016 года. Десятый рабочий день — 26 апреля 2016 года — это последний день подачи ответа на запрос.

Разумеется, никто не запрещает подать ответ на запрос и позже. Однако это не освободит плательщика от ответственности — внеплановой налоговой проверки.

В случае если срок определяется месяцем, окончание срока считаем согласно ч.ч. 3 и 5 ст. 254 ГКУ:

  • срок, определенный месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока;
  • в случае если окончание срока, определенного месяцем, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца;
  • в случае если последний день срока приходится на выходной, праздничный или другой нерабочий день, определенный в соответствии с законом в месте совершения определенного действия, днем истечения срока является первый после него рабочий день.

То есть, получив запрос, например, 12 апреля 2016 года, дать ответ на запрос нужно не позднее 12 мая 2016 года.

Как оформить ответ на запрос?

О требованиях к оформлению ответа бегло говорится только в п. 15 Порядка № 1245 — письмо, направляемое по запросу органа ГФС, должно содержать:

  • номер и дату запроса органа ГФС, на который предоставляется ответ;
  • информацию, запрашиваемую органом ГФС.

Собственно, это все требования к оформлению ответа. Впрочем, очевидно, что письмо оформляется в общеустановленном порядке, принятом для оформления писем. При наличии такового — на фирменном бланке. Письмо подписывается руководителем плательщика.

Печатью письмо не заверяется. Однако, принимая во внимание нашу ментальность и традиции, печать никогда не помешает.

В случае если в запросе просят предоставить копии документов, к письму прилагаются соответствующие копии.

Приведем образец письма ответа на запрос.

Образец письма ответа на запрос Налоговой

Нажмите на картинку, для просмотра в увеличенном виде

При подготовке ответа на запрос следует обратить особое внимание на полноту предоставления информации. То есть нужно скрупулезно дать полный ответ на все вопросы, приведенные в запросе. Иначе налоговики будут считать ответ непредоставленным, что грозит плательщику внеплановой налоговой проверкой.

Буквально трактуя пп.пп. 78.1.1, 78.1.4, 78.1.9 НКУ, делаем вывод, что такого основания для проведения проверки, как «неполный ответ», вроде, и нет. Ведь там речь идет о проверке при условии, если плательщик не предоставит объяснения в определенный срок. Мы же рассматриваем случай, когда ответ предоставлен, хотя, по мнению налоговиков, он неполный. Однако, с точки зрения автора, неполный ответ вполне вписывается в понятие непредоставленного.

Такое же мнение приведено и в определении Винницкого апелляционного админсуда от 26.02.2013 г. по делу № 2а/0270/5225/12. Исследовав материалы конкретного дела, суд сделал вывод, что плательщиком не предоставлена полная информация о наличии или отсутствии у него актов приемки-передачи товара, актов выполненных работ, счетов-фактур. Не предоставлена информация касательно наличия или отсутствия у плательщика собственных или арендованных складских помещений для хранения товарно-материальных ценностей. Ведь именно такие вопросы ставились в запросе.

Итак, в этом деле суд встал на сторону Налоговой, признав законным проведение внеплановой налоговой проверки.

Может быть и иная ситуация. Плательщик предоставит полный ответ на все поставленные в запросе вопросы, а Налоговая будет считать, что ответ все-таки неполный. И все — ждите проверку. «Без вины виноватый». Или же внеплановую налоговую проверку назначают до истечения отведенного для ответа срока.

Например, такая ситуация стала предметом другого судебного разбирательства (постановление ВАСУ от 04.03.2013 г. № К/9991/55727/12). Исследовав материалы дела, суд установил, что, во-первых, на все поставленные в запросе вопросы плательщик дал ответ и подтверждающие документы. Факти­чески у Налоговой возникла потребность в выяснении дополнительных вопросов. Во-вторых, внеплановая проверка назначена до истечения отведенного для ответа срока. Поскольку Налоговая превысила свои полномочия, суд отменил ее приказ о проведении внеплановой проверки.

Следовательно, в зависимости от конкретной ситуации решение может приниматься как в пользу Налоговой, так и в пользу плательщика.

Каким образом передается (направляется) ответ на запрос (письмо) в Налоговую?

Ответ на запрос направляется в Налоговую заказным письмом с уведомлением о вручении или же предоставляется лично ответственным уполномоченным лицом плательщика в канцелярию Налоговой. В последнем случае следует иметь два экземпляра письма. Один остается в канцелярии, а на втором ставится отметка о получении письма.

Что грозит плательщику за непредоставление ответа на запрос Налоговой?

Данный аспект уже рассматривался в материале «Отказ от ответа на письменный запрос органа ГНС: возможные последствия» газеты № 5/2012.

Было указано, что единственным негативным последствием непредоставления ответа на запрос налогового органа является проведение внеплановой проверки. Каких-либо других санкций за отказ предоставить ответ на запрос НКУ не предусматривает.

Редакция газеты

«Интерактивная бухгалтерия»