Планирую заняться выездной торговлей продуктами питания, алкогольными напитками и табачными изделиями. Существуют ли ограничения на их продажу? Какие документы при этом нужны?

ОТВЕТ: В первую очередь, выясним, что включает выездная торговля.

Выездная торговля

Как такового определения «выездная торговля» нет. Хотя нормативные документы иногда упоминают данное словосочетание, в частности, речь идет о Порядке осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 15.06.2006 г. № 833 (далееПорядок № 833). Согласно его п. 30, выездная торговля — это продажа товаров за пределами торгового помещения.

На практике под понятием «выездная торговля» подразумевается розничная торговля через мелкорозничную торговую сеть как одна из форм внемагазинной продажи товаров, при которой помещения не имеют торгового зала для потребителей, товары продают через (п. 3 Правил работы мелкорозничной торговой сети, утвержденных приказом Минвнешэкономторга от 08.07.1996 г. № 369, далееПравила № 369):

1) пункты некапитальной застройки — киоски, лари, ларьки, палатки, павильоны для сезонной продажи товаров, торговые автоматы;

2) средства передвижной сети — автомагазины, автокафе, авторазвозки, автоцистерны, лавки-автоприцепы, тележки, специальное технологическое оборудование (низкотемпературные лотки-прилавки), разноски, лотки, столики и т.д.

Разрешительные процедуры и ограничения относительно ассортимента

Возиться с киоском или палаткой в рамках выездной торговли — дело достаточно трудоемкое. Размещение временного сооружения для осуществления предпринимательской деятельности (оно может быть как стационарным, так и передвижным) вынуждает получить паспорт привязки (ч. 4 ст. 28 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI, п. 2.1 р. II Порядка размещения временных сооружений для осуществления предпринимательской деятельности, утвержденного приказом Минрегиона от 21.10.2011 г. № 244, далееПорядок № 244). Кроме того, поскольку размещение временных сооружений — компетенция органа местной власти, возможность торговать в киоске или павильоне могут увязать с «отчислениями» в бюджет. Например, столичных владельцев временных сооружений привлекают к заключению договора об уплате паевого участия (взноса) (см.  п. 1.1 распоряжения Киевской городской госадминистрации от 05.02.2014 г. № 143).

С передвижным объектом торговли проще: его «привязывать» не нужно. Правда, у этой медали есть и другая сторона — еще более урезанный ассортимент. Так, согласно п. 8 Правил № 369 в мелкорозничной торговой сети запрещено торговать табачными изделиями через средства передвижной сети. Исключение — автомагазины, автокафе, авторазвозки, лавки-автоприцепы системы потребительской кооперации, занимающиеся продажей в сельской местности.