К сожалению, неотъемлемой частью деятельности каждого магазина самообслуживания (далее — магазин) являются не только кражи, но и непреднамеренное повреждение товаров покупателями. Например, нередко товары падают со стеллажей, роняются, разбиваются, ломаются, разрываются, лопаются, вытекают, рассыпаются…
Причем зачастую товар повреждается даже не столько из-за банальной неосторожности или невнимательности покупателя, сколько по вине самого магазина. Наверняка вам приходилось наблюдать, как бьющиеся товары размещают в рядах с очень узкими проходами, на полках без бортиков, нагромождают друг на друга, выстраивают в пирамиды. В таких случаях вовсе не мудрено одним неловким движением спровоцировать настоящую «бойню». Кроме того, покупатели могут случайно толкнуть друг друга, поскользнуться на мокром полу, зацепить тележкой или корзиной стеллаж. И этот список неурядиц можно еще долго продолжать. В итоге магазин остается без товара, и у него возникают закономерные вопросы: кому платить и как учитывать? Разберемся с ними, условившись, что магазин — плательщик налога на прибыль и НДС

Кто возмещает убытки за поврежденный товар

Как бы неприятно это ни звучало для бизнеса, но магазин не может заставить покупателя приобрести товар, случайно поврежденный им в торговом зале, или же самостоятельно взыскать его стоимость. Он может лишь вежливо предложить заплатить, но требовать сиюминутного расчета не вправе. Все дело в том, что согласно ч. 1 ст. 323 Гражданского кодекса Украины (далее ГКУ) риск случайного уничтожения и случайного повреждения (порчи) имущества несет его собственник, если иное не установлено договором или законом.

Более того, в качестве общего положения относительно договоров купли-продажи ч. 1 ст. 668 ГКУ предусмотрено: риск случайного уничтожения или случайного повреждения товара переходит к покупателю с момента передачи ему товара, опять-таки, если иное не установлено договором или законом.

При розничной купле-продаже право собственности на товар переходит к покупателю только с момента его передачи, фактически происходящей после оплаты данного товара (ч. 1 ст. 334, ч. 1 ст. 698 ГКУ). Соответственно, до момента продажи (оплаты) собственником товара является продавец (магазин), и именно он отвечает за его надлежащее хранение, а также несет все риски, в т.ч. случайного повреждения, связанные с этим товаром.