На сегодняшний день практика предоставления и получения возвратной финансовой помощи (так называемого беспроцентного займа) является достаточно распространенной. Ведь это очень хороший способ пополнить оборотные денежные средства, особенно когда есть острая необходимость. Тонкости учета и налогообложения данной финпомощи напрямую зависят от того, кто и кому ее предоставляет. Не последнюю роль также играет и то, вернули данную помощь или нет. Итак, давайте вкратце рассмотрим, какие же налогово-учетные последствия создает возвратная финансовая помощь

Согласно определению НКУ, возвратная финансовая помощь — сумма средств, поступившая налогоплательщику в пользование по договору, который не предусматривает начисления процентов или предоставления прочих видов компенсаций в виде платы за пользование данными денежными средствами и является обязательной к возврату (пп. 14.1. 257 НКУ).

Субъект хозяйствования (предприятие или предприниматель) может как получать, так и предоставлять возвратную финпомощь. При этом размер данной помощи законодательно не ограничен. Более подробно о правилах предоставления ВФП читайте в материале «Возвратная финпомощь в жизни предприятия: наведем резкость». В этом же материале вы найдете также образец Договора о предоставлении возвратной финансовой помощи.

Налогово-учетные последствия зависят от многих факторов. Давайте рассмотрим их схематически.

1. Предприятие предоставляет возвратную финансовую помощь

В этой ситуации налогово-учетные последствия зависят от того, на какой системе налогообложения находится предприятие — предоставитель ВФП: на общей или упрощенной. Кроме того, не последнюю роль играет статус получателя финпомощи: если ВФП получает обычное физлицо или ФЛП, то возникают последствия в части НДФЛ. Также не стоит забывать, что невозвращенная финансовая помощь фактически является дебиторской задолженностью, которая отражается в учете по своим правилам.

Итак, чтобы было более понятно, отразим нюансы предоставления ВФП предприятием на рис. 1.