По результатам инвентаризации предприятие (плательщик налога на прибыль и НДС) выявило и запротоколировало излишек основных средств (несколько единиц оборудования, полностью пригодных к использованию на производстве). Документы, которые подтверждали бы факт их приобретения, оприходования и дальнейшего учета, отсутствуют. Установить источник приобретения и восстановить документы не удалось.
Как отразить такие излишки основных средств в бухгалтерском учете?

Данная ситуация — достаточно типичная. Однако она требует от руководителя и главбуха взвешенных решений.

Если бы предприятие смогло найти или восстановить подтверждающие документы по таким ОС (договоры, накладные, акты приемки-передачи, документы на оплату и т.п.), все бы свелось к обычному исправлению прошлых ошибок в бухгалтерском (см. письмо Минфина Украины от 13.12.2004 г. № 31-04200-30-10/22823) и налоговом учете. При этом бухметодика исправления зависела бы от содержания ошибки (скажем, объект не оприходовали или ошибочно списали) и периода, в котором она допущена (в текущем или в прошлых годах).

К слову: об исправлении ошибок в бухгалтерском учете читайте в следующих публикациях: «Исправление бухгалтерских ошибок», «Действует ли срок давности для исправления бухгалтерских ошибок» и «Бухгалтерская справка: форма и случаи оформления».

В свою очередь, если подтвердить приобретение таких объектов надлежащими документами не удается (например, в силу того, что их продавец неизвестен), ситуация будет развиваться иначе.

С одной стороны, в ходе инвентаризации предприятие в большинстве случаев может выявить излишки именно собственных ОС, которые в прошлом вполне законно попали в его собственность и использовались в процессе деятельности, но по какой-либо причине их надлежащим образом не учитывали.

С другой — если невозможно документально подтвердить право собственности на найденные в ходе инвентаризации излишки ОС, формально может идти речь о выявлении бесхозных вещей, т.е. вещей, которые не имеют владельца или владелец которых неизвестен (ч. 1 ст. 335 Гражданского кодекса Украины, далее — ГКУ). Вместе с тем бесхозные движимые вещи приобретаются в собственность по приобретательной давности, т.е. в общем случае — по истечении 5 лет (ч. 3 ст. 335, ч. 1 ст. 344 ГКУ). Особые правила предусмотрены относительно приобретения права собственности, в частности, на движимые вещи, от которых отказался владелец, и на находки (ст.ст. 336, 338 ГКУ). Допустим, получить право собственности на находку можно только спустя 6 месяцев с момента заявления о ней Национальной полиции или органу местного самоуправления (ч. 1 ст. 338 ГКУ).

К тому же специальный порядок приобретения права собственности установлен для бесхозного недвижимого имущества. Бесхозные недвижимые вещи ставит на учет орган, осуществляющий госрегистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они размещены (ч. 2 ст. 335 ГКУ). Право собственности по приобретательной давности на недвижимое имущество, транспортные средства, ценные бумаги приобретается по решению суда (ч. 4 ст. 344 ГКУ).

О содержании приобретения права собственности на бесхозную вещь и приобретательной давности подробно разъясняется в письме Верховного Суда Украины «Анализ некоторых вопросов применения судами законодательства о праве собственности при рассмотрении гражданских дел» от 01.07.2013 г.

Учитывая данные правила приобретения права собственности на «безхоз», в подобных ситуациях у руководства предприятия возникает вопрос: можно ли все-таки считать выявленные излишки ОС активами предприятия и оприходовать их на баланс?