Государственная регистрационная служба Украины в письме от 15.12.2014 г. № 14453/06-15-14 напоминает: законодательством установлен упрощенный порядок оформления права собственности с выдачей свидетельства о праве собственности на индивидуальные (усадебные) жилые дома, садовые, дачные дома, хозяйственные (приусадебные) здания и сооружения, пристройки к ним, расположенные в сельской местности и строительство которых закончено до 5 августа 1992 года.

При этом ведение похозяйственного учета в сельских, поселковых, городских советах осуществляется в соответствии с Инструкцией по ведению похозяйственного учета в сельских, поселковых и городских советах, утвержденной приказом Госкомстата от 08.12.2010 г. № 491 (далее — Инструкция). Похозяйственный учет ведется по формам первичной учетной документации, утвержденным приказом Госкомстата от 11.10.2010 г. № 418, в том числе по форме № 1 «Похозяйственная книга на 2011–2015 годы».

Внесение достоверных показателей в похозяйственную книгу производится путем ее перезакладки раз в пять лет на основе сплошного обхода объектов похозяйственного учета в период с 1 по 15 января. В последующие четыре года местные советы ежегодно по состоянию на 1 января проводят сплошную проверку и уточнение записей в ней.

Объектами похозяйственного учета является домохозяйство с регистрацией места жительства (пребывания) на территории соответствующего совета вместе с недвижимостью, домовладение, место проживания владельца (владельцев) которого зарегистрировано за пределами местного совета, включая земельные участки, принадлежащие этому лицу (лицам) в пределах местного совета или землевладения, не имеющего расположенного на нем жилого дома, но на нем могут находиться отдельные хозяйственные постройки.

Похозяйственная книга обязательно включает записи о владельце (совладельце) объекта недвижимого имущества, ответственного квартиросъемщика или пользователя, год постройки объекта недвижимого имущества, материал стен и кровли, общую и жилую площадь, количество комнат и прочие технические характеристики объекта, в том числе наличие канализации, водопровода, централизованного отопления и т.д. (п.п. 7.4.1, 7.4.4–7.4.10 Инструкции).

То есть сведения похозяйственной книги являются, как правило, достаточными для формирования раздела Госреестра вещных прав на недвижимое имущество в соответствии с требованиями п. 20 Порядка ведения Государственного реестра прав на недвижимое имущество, утвержденного постановлением КМУ от 26.10.2013 г. № 1141.

К таким сведениям, в частности, относятся:

  • тип объекта недвижимого имущества;
  • назначение объекта недвижимого имущества (жилой или нежилой);
  • площадь объекта недвижимого имущества (общая и (при наличии) жилая);
  • сведения о составных частях объекта недвижимого имущества (наименование и/или присвоение буквы, общая и (при наличии) жилая площадь объекта недвижимого имущества, который является составной частью сложной вещи и предназначен для обслуживания другой (главной) вещи, связан с ней общим назначением и является ее принадлежностью);
  • адрес объекта недвижимого имущества.

Законодательством не установлено, в какой форме должна выдаваться выписка из похозяйственной книги. При этом указанный документ должен быть выдан уполномоченным лицом органа местного самоуправления или соответствующим архивным учреждением и содержать сведения, предусмотренные Инструкцией.

Таким образом, выписка из похозяйственной книги, предоставляемой исполнительным органом сельского совета, сельским головой (в случае когда исполнительный орган не создан) или соответствующим архивным учреждением, в том числе сформирована с помощью программного комплекса «похозяйственного учета для сельских, поселковых советов», содержащая вышеуказанные сведения, заменяет предоставление технического паспорта.

Технический паспорт требуется исключительно тогда, когда в выписке из похозяйственной книги отсутствуют необходимые для открытия раздела в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество сведения о технических характеристиках объекта недвижимого имущества.

Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»