Очевидно, с целью контроля НБУ над руководством и собственниками банков, в которых введен особый режим контроля, Верховная Рада Украины расширила санкционный арсенал влияния НБУ.

Так, в случае нарушения банками или другими лицами, которые могут быть объектом проверки Нацбанка, банковского законодательства, нормативно-правовых актов НБУ, его требований, или осуществления рисковой деятельности, которая угрожает интересам вкладчиков или других кредиторов банка, Национальный банк Украины адекватно совершенному нарушению или уровню такой угрозы вправе применить меры воздействия, к которым относятся, в частности, штрафы на:

  • руководителя банка в размере до 1700 грн;
  • банк в соответствии с положениями, утвержденными Правлением Национального банка Украины, но в размере не более 1% от суммы зарегистрированного уставного капитала;
  • владельцев существенного участия в банке в случае нарушения ими требований относительно порядка приобретения или увеличения существенного участия в банке в размере до 10% приобретенной (увеличенной) доли;
  • банк и/или руководителя банка за невыполнение требований куратора банка в размере от 34000 грн до 51000 грн;
  • владельцев существенного участия в банке за невыполнение принятых на себя обязательств о предоставлении необходимой финансовой помощи банку в рамках принятия мер с целью приведения деятельности проблемного банка в соответствие с требованиями законодательства в размере от 85000 грн до 170000 грн.

Последние два пункта добавлены в ст. 73 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-II Закона Украины от 04.07.2014 г. № 1586-VІІ. Последний вступает в силу 11.07.2014 г.

Напомним: Национальный банк применяет особый режим контроля в случае наличия хотя бы одного из следующих признаков:

  • невыполнение руководителями банка требований Национального банка по устранению выявленных нарушений;
  • отстранение руководителей банков от должности;
  • выявление по результатам дистанционного надзора или инспекционной проверки фактов осуществления рисковой деятельности, которая угрожает интересам вкладчиков и кредиторов, нарушений банковского законодательства, а также получение доходов с нарушением законодательства Украины, даже если эти нарушения не привели к ухудшению финансового состояния банка;
  • возникновение реальной угрозы неисполнения банком своих обязательств перед клиентами и кредиторами;
  • потребность в усиленном контроле за деятельностью банка с целью избежания возможности неисполнения банком своих обязательств перед клиентами и кредиторами;
  • потребность в контроле за деятельностью банка в течение шести месяцев со дня утраты им статуса переходного;
  • наличие публичного конфликта в руководстве банка.
Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»