Фонд соцстрахования продолжает объяснять детали создания и оплаты э-больничных, которые стали новацией с полным их внедрением с 1 октября 2021 года.

Очередь дошла до указаний, как действовать работнику, которому открыли э-больничный.

Э-больничный автоматически будет сформирован на основании медицинского заключения о временной нетрудоспособности, который лечащий или семейный врач создаст после осмотра. Аналогично э-больничный откроют в случае оформления медицинского заключения при уходе за больным ребенком.

В дальнейшем на контактный номер телефона пациента поступят два сообщения от:

– E-health относительно создания медицинского заключения с указанием его номера;

– ПФУ относительно формирования электронного листа нетрудоспособности, его номера и периода действия.

Уведомление о создании медицинского заключения может не поступить, если персональные данные пациента, имеющиеся у врача, неактуальны. Поэтому проверьте правильность введенной информации – возможно, изменена фамилия, обновлено номер телефона или не заполнены некоторые из колонок. Важно всегда сообщать врачу и работодателю об изменениях персональных данных.

Работодатели, в т.ч. по совместительству, будут видеть э-больничный в своих кабинетах страхователей со дня его открытия, но начнут назначение пособия только после завершения определенного в нем периода нетрудоспособности и истечении срока, за который врачи могут внести изменения.

В нем доступна для работодателя только общая информация о нетрудоспособности пациента, которая нужна для назначения материального обеспечения. Поэтому не нужно передавать работодателю медицинское заключение о временной нетрудоспособности, если врач распечатал для вас извлечение – оно содержит персональные данные и не является основанием для начисления материального обеспечения.

Если пациент выздоровеет раньше, чем указано в э-больничном, то это должен засвидетельствовать врач – во время визита он подтвердит работоспособность и создаст новое медицинское заключение, которое сократит действие э- больничного.

Когда же пациент не выздоровеет в определенный в первичном э больничном срок, то врач создаст следующее медицинское заключение — на его основании сформируют отдельный э-больничный, который продолжит временную нетрудоспособность. Об этом нужно сообщить работодателю.

Таких э-больничных может быть несколько в пределах одного страхового случая (все они будут иметь тождественную первую часть номера электронного больничного до знака дефиса). За каждым из них материальное обеспечение назначают отдельно — это позволяет ускорить получение пособия, ведь для выплат не нужно ждать выздоровления.

Возможны случаи, когда во время пребывания на больничном пациенту открыли еще один, по другой причине.

Например, во время болезни родителей может заболеть ребенок, и ему понадобится уход. Или же врач направил пациента на 14-дневную самоизоляцию от COVID-19 как контактное лицо, однако через несколько дней лицо все же заболело.

Именно для таких случаев разработаны «правила сокращения» – они определяют приоритет разных причин нетрудоспособности и сокращают «неприоритетные» э-больничные. Так, больничный по изоляции от COVID-19 (который оплачивают в размере 50% дохода) прерывают в пользу э-больничного по беременности и родам (оплачивается в размере 100% дохода), по общей болезни, необходимости ухода за больными родными и т.д. (которые оплачивают в зависимости от стажа в размере от 50% до 100% дохода). А э-больничный по беременности и родам сокращает любой из больничных, в то время как сам не может быть сокращен любой другой причиной нетрудоспособности.

Пересмотреть свое медицинское заключение можно на портале Дія (для этого в специальном разделе нужно ввести номер записи сформированного медицинского заключения с SMS).

Можно задать вопрос по созданию медицинских заключений информационно-справочной службе НСЗУ: 16-77.

Обратите внимание, что э-больничный может не сформироваться, если система не найдет человека в Реестре застрахованных лиц – то есть не сможет подтвердить его трудоустройство. Если же лицо все же трудоустроено, тогда ему рекомендуют обратиться к работодателю или на горячую линию ПФУ для выяснения причин: 0800-503-753.

 

Есть вопросы по больничным? Ответы найдете в системе LIGA360: Бухгалтер. Здесь объединены ключевые профессиональные издания "БУХГАЛТЕР & ЗАКОН" и "Интербух". Больше преимуществ вы можете узнать по ссылке.

Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»