С 1 января 2014 года вступил в силу ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства», который принят приказом Минрегионстроя от 05.07.2013 г. № 293. С этой же даты утратили силу государственные строительные нормы ДБН Д.1.1-1-2000 «Правила определения стоимости строительства», утвержденные приказом Госстроя от 27.08.2000 г. № 174 (далее — ДБН Д.1.1-1-2000), которые были обязательными при определении стоимости строек (объектов), строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности.

Поэтому распорядители государственных средств уже с 01.01.2014 г. должны определять сметную стоимость работ по указанному ДСТУ.

Однако при планировании закупок распорядителями бюджетных средств предмет закупки определяется в соответствии с Порядком определения предмета закупки, утвержденным приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921 (далее — Порядок определения предмета закупки). Согласно его р. ІІІ, предмет закупки работ определяют по объектам строительства и с учетом ДБН Д.1.1-1-2000.

Таким образом, уже с 01.01.2014 г. ДБН Д.1.1-1-2000 не действуют, но заказчики при планировании процедур закупки определяют предмет закупки, руководствуясь именно ими, поскольку так указано в Порядке определения предмета закупки.

Для того чтобы это исправить, Минэкономразвития утвердило приказ «О внесении изменений в Порядок определения предмета закупки» от 16.12.2013 г. № 1489 (далее — Приказ № 1489). Правда, с довольно большим опозданием, как это было и в прошлом году с Государственным классификатором продукции и услуг ДК 016:2010.

Приказ № 1489 вступит в силу только со дня официального опубликования, но до сих пор не опубликован. Как известно, акт гражданского законодательства не имеет обратного действия во времени, кроме случаев, когда он смягчает или отменяет гражданскую ответственность. Предоставление же обратного действия во времени нормативно-правовым актам может быть предусмотрено путем прямого указания об этом в данном нормативно-правовом акте. Однако такого указания в Приказе № 1489 нет.

Следовательно, распорядителям бюджетных средств придется вспомнить прошлогоднюю практику:

если процедуры закупки работ начаты до вступления в силу Приказа № 1489, это не будет нарушением, когда предмет закупки определен по ДБН Д.1.1-1-2000;

по процедурам, которые будут начаты с даты вступления в силу Приказа № 1489, предмет закупки должен определяться согласно ДСТУ Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства». Для этого до начала процедуры закупки в годовой план закупок на 2014 год необходимо внести изменения.

Напомним: Минэкономразвития в письме от 06.02.2013 г. № 3302-05/4104-12 разъясняло, с какой даты распорядители государственных средств применяют Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016:2010.

Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»