Право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, если ему не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручено под расписку или направлено заказным письмом с уведомлением о вручении копию приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки. В то же время отправка заказным письмом соответствующего приказа требует доказательств (уведомления) о его вручении адресату.

С системного анализа норм НКУ следует, что проведение, в частности, невыездной проверки как контрольного мероприятия предусматривает следующие этапы ее проведения:

  • установление оснований для проведения проверки;
  • принятие контролирующим органом решения о проведении проверки, которое оформляется приказом руководителя этого органа;
  • изучение предоставленных налогоплательщиком документов и других материалов;
  • оформление результатов проверки.

Реализация указанных этапов означает наличие налоговой проверки как юридического факта, на основании которого руководитель налогового органа может сделать вывод о наличии налогового правонарушения и вынести налоговое уведомление-решение.

Соответствующие соображения ВС/КАС приведены в постановлении ВС/КАС от 19.02.2019 г. по делу № 825/924/17.

По обстоятельствам данного дела 16.12.2016 налоговым органом вынесено приказ о проведении документальной плановой выездной проверки ФЛП, который направлен заказным письмом с уведомлением о вручении почтового отправления. Однако конверт вернулся с отметкой почты «за истечением срока хранения». Любые доказательства в подтверждение факта получения ФЛП приказа о назначении налоговой проверки в установленный законодательством срок отсутствуют.

Кроме того, установлено, что приказ от 16.12.2016 направлено истцу 16.12.2016. В то же время проверка ФЛП проведена в период с 26.12.2016 по 10.01.2017. Таким образом, приказ от 16.12.2016 направлен позднее чем за 10 календарных дней до дня начала проверки.

Также материалы дела не содержали утвержденного надлежащим образом плана-графика проверок на IV квартал 2016 года, в котором предусмотрена проверка ФЛП в указанный период.

С учетом приведенных обстоятельств ВС/КАС согласился с выводами судов предыдущих инстанций о нарушении порядка проведения проверки, что дает основания считать выводы такой проверки преждевременными, а последствия такой проверки в виде обжалуемых налоговых уведомлений-решений, требования об уплате долга и решения о применении штрафных санкций - неправомерными и подлежащими отмене.

 

Налогоплательщиков может заинтересовать материал «Поможет ли изменение налогового адреса избежать плановой налоговой проверки» сервиса «Интерактивная бухгалтерия».

Для получения доступа к этому и прочим материалам сервиса "Интерактивная бухгалтерия" - воспользуйтесь ТЕСТОВЫМ 3-дневным доступом к сервису.

Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»