Большая Палата Верховного Суда оставила без изменений решение ВС/КАС от 30.03.2018 г. по делу № 812/292/18 (Пз/9901/22/18), о котором говорилось в новости «К плательщикам ЕСВ из зоны АТО санкции не применяются : образцовое решение ВС» (постановление от 06.11.2018 г. по делу № 812/292/18 (Пз/9901/22/18)).

Большая Палата Верховного Суда подтвердила: факт нахождения плательщиков ЕСВ на учете в органах доходов и сборов, расположенных на территории населенных пунктов, где проводилась АТО, является основанием для приостановления применения к таким плательщикам мер воздействия, взыскания и ответственности за нарушение Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование » от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее - Закон № 2464).

В то же время Большая Палата Верховного Суда критически отнеслась к утверждению, что обязательность представления сертификата Торгово-промышленной платы Украины обусловлена ​​необходимостью подтверждения осуществления хозяйственной деятельности плательщиками ЕСВ непосредственно на территории населенных пунктов, где проводится антитеррористическая операция, поскольку единственное основание для освобождения от исполнения обязанностей по уплате единого взноса указанная в норме п. 93 (в дальнейшем п. 94) р. VІІІ «Заключительные и переходные положения» Закона № 2464, которая не предусматривает обязанности представление такого сертификата.

С учетом изложенного, Большая Палата Верховного Суда указала на то, что представление сертификата Торгово-промышленной палаты Украины как условия для освобождения от штрафа и/или пени за несвоевременное и/или не в полном объеме начисление, исчисление или уплату единого взноса, является необоснованным требованием со стороны органа доходов и сборов.

Касательно представления заявления в качестве обязательного основания для освобождения от выполнения обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 6 Закона № 2464, Большая Палата Верховного Суда отметила, что его представление является дополнительным условием для списания и в дальнейшем не начисления штрафных санкций и пени на суммы несвоевременной уплаты обязательств по ЕСВ, предусмотренного НКУ для списания безнадежного налогового долга. Плательщик ЕСВ имеет возможность подачи такого заявления в течение определенного срока (тридцати дней) после окончания антитеррористической операции.

Зато, освобождение от ответственности предусмотрено непосредственно в Законе № 2464 и не требует дополнительного обращения, поскольку эта норма устанавливает «неприменения ответственности, штрафных и финансовых санкций» и адресована прежде всего к лицам, которые наделены полномочиями по применению ответственности, штрафных и финансовых санкций.

Важно: в решении указано, что выводы Большой Палаты Верховного Суда в этой образцовой деле следует применять по административным делам по обращению плательщика единого взноса в суд с иском к органам доходов и сборов с требованиями отменить решение о применении штрафных санкций и начислении пени за невыполнение обязанности плательщика единого взноса в период с 14 апреля 2014 до окончания антитеррористической операции на основании ч. 10 и п. 2 ч. 11 ст. 25 Закона № 2464.

 

Юридических лиц, расположенных в зоне АТО, может заинтересовать материал «Начислять ли амортизацию на основные средства, находящиеся в зоне АТО» сервиса «Интерактивная бухгалтерия».

Для получения доступа к этому и прочим материалам сервиса "Интерактивная бухгалтерия" - воспользуйтесь ТЕСТОВЫМ 3-дневным доступом к сервису.

Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»