Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного гражданского суда, соглашаясь с положительными для истца решениями предыдущих судебных инстанций, сформировал позицию, согласно которой ни Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах», ни другими нормативно-правовыми актами не предусмотрено право исполнителя услуг прекратить водоснабжение в случае несвоевременной оплаты потребителем предоставляемых ему услуг.

Обосновывая решение, Верховный Суд отметил, что согласно статье 1 указанного Закона, действующего на момент возникновения спорных правоотношений, коммунальные услуги - результат хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение потребности физического или юридического лица в обеспечении, в частности, холодной водой и водоотведением; исполнитель - субъект хозяйствования, предметом деятельности которого является предоставление жилищно-коммунальной услуги потребителю в соответствии с условиями договора. А ч. 3 ст. 16 этого же Закона определено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю бесперебойно, за отдельными исключениями, в число которых не отнесено наличие у потребителей задолженности за предоставленные услуги.

Согласно пункту 32 Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2005 г. № 630 (далее - Правила) исполнитель имеет право:

1) в случае несвоевременного внесения потребителем платежей за предоставленные услуги начислять пеню в размере, установленном законом и договором;

2) вносить по согласованию с потребителем в договор изменения, влияющие на размер платы за услуги;

3) требовать от потребителя соблюдения нормативно-правовых актов в сфере жилищно-коммунальных услуг;

4) доступа, в том числе несанкционированного, в помещение потребителя для ликвидации аварий в соответствии с установленным законом порядке.

В соответствии с пунктом 33 Правил исполнитель обязан: своевременно предоставлять потребителю услуги в установленных объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не влекущих ущерб его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства и настоящих Правил; проводить два раза в год проверку состояния внутридомовых систем многоквартирного дома с составлением соответствующего акта; восстанавливать предоставление услуг по письменному заявлению потребителя путем снятия пломб с запорных вентилей в квартире (доме усадебного типа) в течение суток.

Кроме того, Правилами пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Украины, утвержденными приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 27.06.2008 г. № 190, которые являются обязательными для всех юридических лиц независимо от форм собственности и подчинения, предусмотрено отключение от водоснабжения только в случае самовольного присоединения к системам централизованного водоснабжения и водоотведения.

В связи с доводами ответчика о том, что обязанность по обслуживанию внутридомовых сетей водоснабжения возложена на держателя дома, а потому КП «Харьковводоканал» является ненадлежащим ответчиком по делу, заслуживает внимания еще один вывод Верховного Суда, в частности. К компетенции управляющего относится содержание внутридомовых систем в надлежащем состоянии, а не подключение водоснабжения в квартиры в случае его предварительного отключения в связи с наличием задолженности за предоставленные услуги, поэтому именно КП «Харьковводоканал» является надлежащим ответчиком по делу.

Постановление ВСУ от 17.10.2018 г.
 по делу № 643/11570/15-ц

Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»