В первую очередь Коалиция ведущих общественных организаций и экспертов Украины «Реанимационный Пакет Реформ» обратила внимание на то, что внедрение Системы автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков (далее — СМКОР) оказалось несовершенным, что было обусловлено следующими причинами:
- система была запущена без надлежащего тестирования, что привело к неготовности системы к полноценной работе и необходимости оперативного вмешательства в усовершенствование механизмов;
- было отсутствие возможности ввода остатков товарных запасов с кодами УКТ ВЭД на 01 января 2017 года, что повлекло за собой ошибочное срабатывание критериев рисков;
- СМКОР не учитывала специфику разных отраслей экономики, что привело к значительному количеству заблокированных налоговых накладных реального сектора экономики;
- СМКОР не была согласована с нормами налогового законодательства, а именно с правилом «первого события», что, с одной стороны, привело к массовой блокировке предоплаты, а с другой — позволило создать механизм обхода основных критериев рисков недобросовестными налогоплательщиками;
- система не была надлежащим образом технически протестирована, что привело к возникновению непонятных причин отклонения приема пояснительных таблиц и документов;
- значительное количество заблокированных налоговых документов привела к огромной нагрузке на членов комиссии ГФС, ответственных за их разблокировку;
- не была проведена надлежащая разъяснительная работа для представителей бизнеса.
Вместе с тем эксперты группы «Налоговая реформа» «Реанимационного Пакета Реформ» предложили ряд мер для решения данных проблем и полноценного запуска СМКОР, а именно:
- до запуска системы, на основе представленных бизнесом таблиц, должны быть сформированы базы данных с кодами товаров и услуг входящей и исходящей номенклатуры, которые бы учитывали специфику деятельности;
- должна быть проведена надлежащая разъяснительная работа среди бизнеса по работе системы, а также подготовлен понятный и четкий механизм действия бизнеса в случае блокировки налоговых документов;
- приостановление регистрации НН/РК может происходить в автоматическом режиме на основе применения публичного набора четких критериев риска, утвержденных КМУ, в частности: критерия, отсекающего возможность приостановления НН/РК незначительными операциями; критерия, отсекающего возможность приостановления НН/РК, если налоговая нагрузка предприятия — более 2–3%, и т.д.;
- после первичного рассмотрения документов комиссия ГФС должна уведомлять плательщика, каких именно документов не хватает по каждому типу транзакций, и принимать дополнительные документы;
- отказ в регистрации налоговых накладных должен быть обоснован четко указанным несоответствием входящей и исходящей номенклатуры товаров (услуг), зарегистрированной в системе.
С целью предотвращения блокировки реального бизнеса система должна предусматривать, что через 72 часа должна быть восстановлена регистрация всех НН/РК, кроме тех, по которым вынесено отдельное обоснованное решение комиссии ГФС. Количество таких предприятий не может превышать 0,1% в месяц (от общего количества предприятий), такие предприятия подлежат внеплановой документальной проверке. Проверке подлежат только те операции плательщика, которые стали причиной проверки, предельный срок блокировки НН/РК не должен превышать 30 суток.
Таким образом, система должна стать аналитической и блокировать в месяц не более 300–500 предприятий, которые проводят сомнительные операции, имеющие признаки уголовного правонарушения, и проводить документальную проверку на таких предприятиях с возбуждением уголовных дел в случае подтверждения выявленных системой фактов.
Также крайне важным является обеспечение невозможности вмешательства в алгоритмы работы системы сотрудниками ГФС, для этого эксперты предлагают передать администрирование баз данных в независимый дата-центр.
Данное сообщение было опубликовано на официальном веб-сайте Коалиции ведущих общественных организаций и экспертов Украины «Реанимационный Пакет Реформ».