Минфин снова предостерегает касательно возможных рисков, которые несет законопроект о модификации системы приостановления регистрации налоговых накладных, разработанный Комитетом ВР по вопросам налоговой и таможенной политики.

Кстати, данный законопроект № 7115 уже зарегистрирован в Верховной Раде Украины и ожидает рассмотрения.

Минфин приводит такие последствия возможного принятия проекта Закона:

  • те, кто сейчас не подпадает под риски, потенциально начнут подпадать под критерии риска. Утверждение критериев на уровне ГФС — это потенциальный риск для злоупотреблений с критериями и нарушение принципов необъединения функций контроля и формирования политики в одном органе, что создает конфликт интересов. В соответствии с действующей процедурой, перечень критериев согласуется с Государственной регуляторной службой и Министерством юстиции;
  • создается параллельный механизм, который имеет большие коррупционные риски, когда региональная налоговая «по собственному желанию» может приостановить налоговую накладную. Председатели региональных налоговых, несмотря на критерии риска, будут иметь право приостанавливать налоговые накладные. Далее эти же главы налоговых будут принимать решение о возобновлении регистрации. Создается механизм, который несет значительные коррупционные риски;
  • возобновляется практика снятия налогового кредита «по цепочке контрагентов» и ответственность перекладывается на покупателя. Налоговые накладные, которые попали под критерии риска и реальность которых не была подтверждена областными комиссиями ГФС, теряют право на безусловный налоговый кредит. ГФС имеет право снять налоговый кредит у покупателя или его контрагентов или отказать в возмещении НДС на данные суммы;
  • те, кто сейчас получает возмещение НДС в автоматическом режиме, потенциально будут лишены такой возможности.

По словам минфиновцев, в результате работы Системы мониторинга НДС

  • объем фиктивного НДС уменьшился почти в 10 раз по сравнению с показателями начала года;
  • наблюдается положительная динамика повышения начислений по НДС за счет детенизации экономики;
  • процент приостановленных налоговых накладных уменьшился в 4,5 раза и составляет всего 0,3% от общего количества накладных;
  • настроена работа как внутри ГФС, так и с плательщиками — по состоянию на сентябрь, отсутствуют случаи нарушения сроков рассмотрения комиссией ГФС сообщений от плательщиков;
  • количество новых предприятий, подпадающих под критерии риска, стремительно падает за счет учета от предприятий реального сектора «технологических таблиц», которые предприятия могут подать во избежание повторного приостановления налоговой накладной;
  • ГФС уже учтено более 12 тысяч таблиц, предоставленных налогоплательщиками.

Минфином уже наработан и отправлен на согласование перечень изменений, которые максимально выведут из системы реальные предприятия, в особенности сельскохозяйственную отрасль сразу после реализации инициативы.

Поэтому Минфин призывает к обсуждению инициативы Комитета и возможных рисков ее имплементации перед решением касательно целесообразности принятия соответствующего законопроекта.

Бухгалтерский сервис «Интерактивная бухгалтерия»