Новый Порядок приобретения, перевозки, хранения, отпуска, использования и уничтожения наркотиков

(комментарий к Порядку приобретения, перевозки, хранения, отпуска, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в заведениях здравоохранения, утвержденного постановлением КМУ от 13.05.2013 г. № 3331, далее — Порядок № 333)

Настоящий Порядок распространяется2 на все заведения здравоохранения (далее — ЗЗ) независимо от подчинения и формы собственности, осуществляющих деятельность, связанную с изготовлением, хранением, перевозкой, приобретением, реализацией, отпуском, ввозом, вывозом, транзитом, использованием и уничтожением наркотиков3 из таблиц II и III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденного постановлением КМУ от 06.05.2000 г. № 770 (далееПеречень № 770), а также прекурсоров из таблицы IV (далее — наркотики).

Однако появился он несколько позновато, ведь четыре года назад приняли Порядок осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, и контроля за их оборотом, утвержденный постановлением КМУ от 03.06.2009 г. № 589 (далееПорядок № 589), который распространяется в том числе и на заведения здравоохранения.

Три года назад Минздрав приказом от 21.01.2010 г. № 11 утвердил Порядок оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в заведениях здравоохранения Украины (далееПорядок № 11). В настоящем документе подробно прописано, как хранить, уничтожать, реализовать наркотики и отпускать их физлицам, а также выписывать на них рецепты. Он распространяется на все заведения здравоохранения из Перечня заведений здравоохранения, утвержденного приказом Минздрава Украины от 28.10.2002 г. № 385.

Получается, что большинство положений Порядка № 333 уже закреплено в Порядке № 11. Поэтому, скорее всего, в него тоже придется вносить коррективы. Расскажем о тех нововведениях, на которые следует обратить внимание руководителям ЗЗ, осуществляющих деятельность, связанную с наркотиками, и какие особенности в деятельности лечебно-профилактических заведений они должны учесть. Остановимся на основных новациях.

Оформление отношений с ответственными лицами

Для обеспечения хранения, перевозки, приобретения, использования, уничтожения и отпуска наркотиков руководитель ЗЗ назначает ответственных лиц из числа работников учреждения. Указанные лица должны также обеспечить ведение учета и доставку наркотиков больным, которые лечатся в стационаре.

Руководитель ЗЗ, по-прежнему должен утверждать перечень ответственных лиц, допущенных к работе с препаратами наркотиков, и их должностные обязанности. Однако должностные инструкции ответственных лиц теперь должны составляться с учетом требований Порядка № 333.

К тому же ответственных лиц отныне следует ознакамливать под личную роспись не только с приказом об их назначении, но и с должностными обязанностями, должностными инструкциями и с порядком передачи ключей от сейфов, металлических шкафов и помещений, в которых хранятся наркотики и приспособления для их пломбирования.

Учет наркотических препаратов

Их учет ведется в лечебно-профилактических заведениях и их отделениях, кабинетах, постах отделений по формам журналов, предусмотренным приложениями к Порядку № 11. Вносить исправления и недостоверные сведения в эти журналы запрещено. Можно исправлять только технические ошибки, и такие исправления заверяются подписью руководителя ЗЗ.

Ежемесячно (на 1 число) ответственные лица должны сверять остатки фактического наличия препаратов наркотиков с записями в журнале учета. После этого они должны письменно уведомить руководителя УЗ о результатах сверки. Такие письменные уведомления с резолюцией руководителя хранятся у ответственного лица вместе с указанным журналом учета.

Также ЗЗ должны подавать ежегодно Государственной службе Украины по контролю за наркотиками (далее — ГКСН) до 31 марта следующего года:

  • отчет о количестве препаратов наркотиков, которые реализованы (отпущены);
  • отчет о количестве их запасов по состоянию на 31 декабря текущего года.

Запрещено хранить препараты наркотиков в торговом зале.

В случае если препараты наркотиков были повреждены в ЗЗ и стали непригодными для использования, оформляется акт в трех экземплярах по форме из приложения 2 к Порядку № 333, который заверяется подписями членов комиссии и печатью заведения. Первый экземпляр остается в ЗЗ, второй направляют территориальному органу внутренних дел, а третий — ГСКН.

Обратите внимание!

Если установлено наличие остатков или выявлен факт нехватки наркотиков, руководитель УЗ должен немедленно сообщить об этом правоохранительным органам.

К тому же в приложении 1 к указанному Порядку приведен Акт приемки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в учреждениях здравоохранения и аналогичная форма, утвержденная в приложении 2 к Порядку № 11, но формы не идентичны, и их, пожалуй, стоит привести в соответствие.

Электронный учет жидких препаратов

Теперь разрешили выдавать жидкие формы препаратов наркотиков для перорального использования путем дозирования с флаконов емкостью более 20 мл исключительно с применением зарегистрированных в Украине дозирующих устройств. Если используют такие устройства, журнал учета на постах отделений ведут в электронную виде. При этом информацию о выданных больным жидкие формы распечатывают после окончания рабочего дня, их подписывает ответственный медработник и хранит в условиях, обеспечивающих сохранность.

При автоматическом дозировании жидких форм препаратов наркотиков запись о назначении, выдаче, использовании выданной дозы осуществляют с помощью специализированного программного обеспечения в реальном времени с обязательным воспроизведением в медицинской карте больного в порядке, установленном Минздравом.

Данные об остатках препаратов наркотиков в не использованных полностью флаконах по состоянию на конец рабочего дня фиксируют по показаниям специализированного программного обеспечения в журнале учета. Флакон с дозирующего устройства, содержимое которого использовано не полностью, и он будет использоваться в следующий раз, после окончания рабочего дня хранится в сейфе или металлическом ящике на посту.

Хранение наркотиков: разрешенные объемы

В Порядке № 11 было прописано, как определять потребность в объемах наркотиков для лечебно-профилактических заведений, их отделений, кабинетов, постов. Однако Порядком № 333 внесены существенные изменения. Для наглядности приведем их в таблице.

Таблица

Объемы препаратов наркотиков

ЗЗ (его подразделения, кабинеты, посты) в т. ч.:

 

Предельные объемы хранения наркотиков

согласно Порядку № 333

согласно Порядку № 11

Примечания

 

Фармацевтические (аптечные) заведения

месячная потребность заведения (п. 17)

не было установлено

расчет утверждает руководитель

Помещение фармацевтических (аптечных) заведений, в которых изготавливают препараты

суточная потребность, необходимая для изготовления готовых форм (п. 17)

суточная потребность, необходимая для изготовления готовых форм и отпуск (реализацию) (пп. 2. 11​​. 1)

после окончания рабочего дня препараты наркотиков переносят в приспособленные помещения

Лечебно-профилактические учреждения, филиалы, другие структурные подразделения

месячная потребность заведения (п. 22)

двухнедельная потребность (абз. 1 п. 3.5)

-

Отделение лечебно-профилактических заведения

семидневная потребность (п. 23)

трехсуточная потребность (абз. 2 п. 3.5)

-

 

Посты, кабинеты лечебно-профилактических заведения

односуточная потребность (абз. 3 п. 3.5)

в праздничные и выходные дни — трехсуточная потребность (абз. 3 п. 3.5 Порядка № 11)

Для оказания экстренной медпомощи в приемном или другом отделении в ночное и вечернее время

может быть создан семидневный резерв (п. 24)

пятисуточной резерв (абз. 4 п. 3.5)

могут быть использованы с разрешения дежурного врача в других подразделениях (п. 24 Порядка № 333, абз. 4 п. 3.5 Порядка № 11)

Бригады экстренной (скорой) медпомощи

в объемах, определенных Минздравом (п. 25)

-

ответственность возлагают на лицо, возглавляющее бригаду (п. 25 Порядка № 333)

Больным, получающим лечение амбулаторно или в стационаре на дому или по рецепту в аптеке

10-дневная потребность

(п. 27)

 

при предоставлении паллиативной или хосписной помощи — не превышает 15-дневной (п. 27 Порядка № 333)

В лечебно-профилактическом заведении объемы хранения рассчитываются в целом по заведению, также в разрезе его отделений, постов, кабинетов на основании норм, утвержденных Минздравом, и утверждаются приказом руководителя.

Назначение препаратов наркотиков больным

Порядок назначения препаратов наркотиков также уточнили, в частности, больным:

  • которым медпомощь предоставляется в стационарных условиях, осуществляется в листе назначений по форме, определенной Минздравом, с обязательной записью в медицинской карте такого больного (по Порядку № 11 было — в истории болезни);
  • получающим лечение в амбулаторных условиях, осуществляется в листе назначений по форме, определенной Минздравом, с обязательной записью в медицинской карте амбулаторного больного;
  • получающим экстренную медицинскую помощь, осуществляется в карте выезда экстренной (скорой) медицинской помощи, форма которого утверждается Минздравом;
  • на срок более десяти дней осуществляется лечащим врачом с обязательным обоснованием необходимости дальнейшего применения таких препаратов, о чем делается запись в медицинской карте больного (лист назначений хранится в медицинской карте больного).

Добавим, что в случае назначения наркотиков на срок более трех суток согласно п. 3.8 Порядка № 11, решение о таком назначении принимает комиссия ЗЗ, а затем его утверждает главный врач или его заместитель по лечебной работе.

Получение препаратов членами семьи больного, опекунами

Порядок обеспечения больных, которым создан стационар на дому, наркотическими средствами прописан и в Порядке № 11, но теперь он усовершенствован и детализирован. Для получения препаратов наркотиков с целью использования в условиях созданного стационара дома больной самостоятельно или лицо, осуществляющее за ним уход (член семьи, опекун или попечитель), подает заявление на имя руководителя лечебно-профилактического заведения по форме согласно приложению 3 к Порядку № 333. Заявление прилагается к медицинской карте амбулаторного больного после согласования с руководителем заведения, о чем он делает отметку (п. 28 Порядка № 333). Далее последовательность действий такова:

  • врач, который назначает препараты наркотиков для лечения в амбулаторных условиях (в условиях созданного стационара дома), обязан проинформировать больного или лицо, осуществляющее за ним уход (члена семьи, опекуна или попечителя), о правилах обращения с наркотиками и недопущения их использования не по медицинскому назначению и выдавать информационное письмо по форме, определенной Минздравом, о чем он делает запись в медицинской карте больного (п. 29 Порядка № 333);
  • ответственное лицо согласно назначению врача получает наркотические препараты в лечебно-профилактическом заведении, о чем делает запись в журнале учета;
  • далее ответственное лицо доставляет препарат наркотиков по месту создания стационара и передает больному или лицу, ухаживающему за ним, оставляя листок назначений;
  • больной самостоятельно или лицо, осуществляющее за ним уход, делает соответствующие записи в листе о назначении использования полученных препаратов наркотиков;
  • ответственное лицо прилагает заполненный лист назначений к амбулаторной карте больного.

Больной или лицо, осуществляющее за ним уход, имеет право лично получать по рецепту препараты наркотиков непосредственно в лечебно-профилактическом заведении или в фармацевтическом (аптечном) заведении (п. 30 Порядка № 333).

Возврат неиспользованных остатков лекарств, содержащих наркотики

Лечебно-профилактические заведения, обеспечивающие препаратами наркотиков больных, которым создан стационар дома, должны принимать неиспользованные остатки препаратов наркотиков от члена семьи, опекуна или попечителя. Порядок возврата остатков наркотиков прописан в п. 33–36 Порядка № 333, и последовательность действий такова:

  • член семьи, опекун или попечитель обращается в лечебное заведение с письменным заявлением по форме согласно приложению 4 к Порядку 333;
  • врач (фельдшер), осуществлявший назначение, или ответственное лицо, доставлявшее их больному, принимает заявление и неиспользованные остатки препаратов в лечебно-профилактических заведениях;
  • лицо, принявшее заявление вместе с неиспользованными остатками препаратов, передает их ответственному лицу для внесения необходимой информации в журнал учета возвращенных из созданных стационаров дома наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, форма которого определяется Минздравом.

После рассмотрения заявления руководителем лечебно-профилактического заведения неиспользованные остатки препаратов уничтожаются в установленном законодательством порядке (п. 37 Порядка № 333). Запрещаются дальнейшее использование, реализация (отпуск) неиспользованных остатков препаратов.

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

шеф-редактор
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

1 Действует с 28.05.2013 г.

2 Действие Порядка № 333 не распространяется на заведения здравоохранения в случае обращения ими деятельности в сфере оборота препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, включенных в таблицы II, III и IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденного постановлением КМУ от 06.05.2000 г. № 770 (далееПеречень № 770), а также бюро судмедэкспертизы, контрольно-аналитические лаборатории, лаборатории для проведения анализа качества лекарств, станции переливания крови, центры заготовки и переработки плазмы, центры службы крови, санитарно-профилактические учреждения, диагностические лаборатории, если их деятельность связана с проведением судэкспертизы, лабораторного анализа, осуществления контроля за качеством наркотиков.

3 Наркотики (наркотические средства) — вещества природные или синтетические, препараты, растения, включенные в Перечень № 770 (ст. 1 Закона Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» от 15.02.1995 г. № 60/95-ВР).