В международной практике Примечания к финансовой отчетности являются едва ли не самой важной составляющей отчетной информации любой компании. Ведь именно благодаря им пользователи упомянутой отчетности могут почерпнуть подробные сведения о результатах хозяйствования предприятия и определить уровень инвестиционной привлекательности последнего. Вместе с тем международные стандарты финансовой отчетности (бухгалтерского учета) никоим образом не формализуют Примечаний, а только закрепляют общие требования к информации, которая должна быть в них раскрыта. В реалиях отечественной системы бухучета ситуация с Примечаниями к финансовой отчетности немного жестче

Приказом Минфина Украины от 29.11.2000 г. № 302 (далее Приказ № 302) утверждена отдельная типовая форма финотчетности — Примечания к годовой финансовой отчетности (ф. № 5). Однако в данном документе ни слова о порядке ее заполнения.

В такой ситуации каждому главбуху следует запомнить, Примечания к финансовой отчетности — это не что иное, как совокупность показателей и объяснений, которые обеспечивают детализацию и обоснованность статей финансовой отчетности, а также иная информация, раскрытие которой предусмотрено соответствующими национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности (п. 3 р. І НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»).

В то же время Примечания к отчетности никоим образом не ограничиваются только формуляром формы № 5предписания о раскрытии определенной информации в Примечаниях есть едва ли не во всех учетных нацстандартах.

Пункт 3 р. І НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» разъясняет, что раскрытие — это предоставление информации, являющейся существенной для пользователей финансовой отчетности. В свою очередь, существенной считается информация, отсутствие которой может повлиять на решения пользователей финансовой отчетности. Существенность информации определяется соответствующими национальными П(С)БУ или МСФО и руководством предприятия. Количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях, событиях и статьях финансовой отчетности — предмет учетной политики предприятия. Между тем в п. 20.2 Методических рекомендаций относительно учетной политики предприятия, утвержденных приказом Минфина Украины от 27.06.2013 г. № 635 (далее Методические рекомендации № 635), указано, что количественные критерии и качественные признаки существенности информации о хозяйственных операциях, событиях и статьях финансовой отчетности определяются руководством предприятия, если данные критерии не установлены П(С)БУ, иными нормативно-правовыми актами, исходя из потребностей пользователей такой информации. А согласно пп. 2.20.3 Методических рекомендаций № 635, статья, которая может быть признана несущественной для отдельного предоставления ее в финансовом отчете, может быть достаточно существенной для отдельного раскрытия ее в примечаниях к финансовой отчетности.

Но не будем забегать наперед и более подробно поговорим о том, кто и в каком объеме раскрывает информацию в Примечаниях.

Кто должен заполнять Примечания к годовой финансовой отчетности и какова их структура