Инвентаризация — прием, позволяющий  получить достоверную информацию о наличии активов и обязательств предприятия, об их состоянии и стоимости, соответствии критериям признания и оценки.

Осуществлять инвентаризацию активов и обязательств требует от предприятия и п. 1 ст. 10 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV.

Для оптимальной организации проведения инвентаризации и урегулирования расхождений между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухгалтерского учета рекомендуется утвердить на предприятии порядок в виде внутреннего положения о ее проведении.

В положении о проведении инвентаризации необходимо рассмотреть и утвердить следующие аспекты процесса инвентаризации:

1. Общие положения:

  • термины;
  • объекты и виды инвентаризации;
  • обязательность проведения инвентаризации;
  • сроки проведения инвентаризации.

2. Общие правила проведения инвентаризации:

  • создание постоянно действующей инвентаризационной комиссии (при необходимости — рабочих инвентаризационных комиссий), описание ее задач;
  • назначение инвентаризации;
  • процедура оформления движения (поступление/выбытие) активов в период проведения инвентаризации;
  • определение фактического наличия материальных ценностей;
  • процедура проведения контрольных проверок;
  • документальное оформление инвентаризационных описей, актов инвентаризации, сличительных ведомостей и т.п.;
  • сравнительно-аналитическая работа.

3. Правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества, таких как:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • незавершенные капитальные инвестиции;
  • запасы;
  • биологические активы;
  • денежные средства и их эквиваленты, бланки документов строгой отчетности;
  • дебиторская и кредиторская задолженности;
  • расходы и доходы будущих периодов, обеспечений и резервов;
  • долгосрочные и краткосрочные финансовые инвестиции;
  • прочие активы и обязательства.

4. Подведение итогов инвентаризации и отражение ее результатов в учете и отчетности:

  • документальное оформление результатов инвентаризации;
  • процедура урегулирования выявленных в ходе инвентаризации расхождений фактического наличия активов и обязательств с данными бухгалтерского учета.

Далее в приложении к статье приведем образец Положения о порядке проведения инвентаризации имущества и обязательств предприятия.

Татьяна КЛЕЦОР,

директор АК «Современные технологии аудита»,
сертифицированный аудитор,
член ВПОО «Союз Аудиторов Украины»,
член профориентационной комиссии
заочного факультета ОНЭУ