Обязательные случаи проведения инвентаризации определены Положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879 (далееПоложение № 879). Один из них — проведение инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой финансовой отчетности.

Хозрасчетные предприятия и учреждения при проведении инвентаризации руководствуются именно Положением № 879, содержащим предписание утвердить собственные положения об инвентаризации, и в них уточнить периодичность и сроки ее проведения, а также прописать особенности работы инвентаризационной комиссии, в частности, если по уважительным причинам отсутствует один из членов комиссии или материально ответственное лицо.

Итак, рассмотрим, как создают инвентаризационную и рабочие комиссии, как правильно организовать процедуру инвентаризации, какие правила следует соблюдать при инвентаризации и как оформляют результаты инвентаризации.

Создание и состав инвентаризационной комиссии

Перечень лиц, которые могут быть включены руководителем в состав инвентаризационной комиссии, определен п. 1 р. ІІ Положения № 879. Так, инвентаризационная комиссия создается из представителей аппарата управления предприятия, бухгалтерской службы (представителей аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, предпринимателей-физлиц, которые ведут бухучет на предприятии на договорных началах) и опытных работников предприятия (инженеров, технологов, механиков, исполнителей работ, товароведов, экономистов, бухгалтеров).

Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем предприятия. Как видим, на сегодняшний день отсутствует требование обязательно включать главного бухгалтера в состав инвентаризационной комиссии.

Также в состав инвентаризационной комиссии могут входить члены ревизионной комиссии хозяйственного общества. А вот представителей структурного подразделения внутреннего аудита не включают в состав инвентаризационной комиссии.

Если бухгалтерский учет ведет непосредственно руководитель, он самостоятельно возглавляет инвентаризационную комиссию (абз. 2 п. 1 р. ІІ Положения № 879).

Обратите внимание

Инвентаризация проводится полным составом инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и в присутствии материально ответственного лица. Однако материально ответственных лиц не включают в состав инвентаризационной комиссии, которая проверяет активы, находящиеся у таких лиц на ответственном хранении (абз. 5 п. 1, абз. 2 п. 2.4 р. ІІ Положения № 879).

Бюджетные учреждения в состав инвентаризационных комиссий (рабочих инвентаризационных комиссий) могут включать представителей обслуживающей их централизованной бухгалтерии.