Документирование инвентаризации не менее важно, чем процесс ее проведения.
Каковы правила оформления инвентаризационных документов? Какую информацию приводить в отдельных описях? Что должно быть в актах инвентаризации? Существуют ли типовые формы? Об этом сегодня и поговорим

Инвентаризационные описи и акты инвентаризации

Для начала вспомним, в каких случаях составляют описи, а в каких — акты. Об этом прописано в п. 15 р. ІІ Положения об инвентаризации активов и обязательств, утвержденного приказом Минфина от 02.09.2014 г. № 879 (далееПоложение № 879).

Таблица 1

Описи и акты инвентаризации

Инвентаризационные описи

Акты инвентаризации

Применяют для фиксирования наличия, состояния и оценки активов предприятия и тех активов, которые принадлежат другим предприятиям и учитываются вне баланса

Применяют для фиксирования наличия наличных, денежных документов, бланков документов строгой отчетности, финансовых инвестиций, а также полноты отражения денежных средств на счетах в банке (регистрационных счетах), дебиторской и кредиторской задолженностей, обязательств, денежных средств целевого финансирования, расходов и доходов будущих периодов, обеспечений (резервов)

Инвентаризационные описи составляются на:

  • основные средства (как собственные, так и те, которые вне баланса (арендованные, одолженные и т.п.));
  • нематериальные активы;
  • запасы (в т.ч. и находящиеся на ответственном хранении)

Акты инвентаризации составляют на:

  • денежные средства;
  • денежные документы, бланки документов строгой отчетности;
  • финансовые инвестиции;
  • расчеты с дебиторами и кредиторами;
  • денежные средства целевого финансирования, расходы и доходы будущих периодов, обеспечения (резервы)

Особенности оформления инвентаризационных описей и актов

1. Инвентаризационные описи, акты инвентаризации оформляют не менее чем в 2-х экземплярах (п. 21 р. 2 Положения № 879).

2. Инвентаризационные описи, акты инвентаризации оформляются в соответствии с требованиями, установленными Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина Украины от 24.05.1995 г. № 88 (далееПоложение № 88), для первичных документов с учетом обязательных реквизитов и требований, предусмотренных Положением № 879 (п. 14 р. ІІ Положения № 879). То есть должны быть все обязательные реквизиты первичного документа с п. 2.4 Положения № 88 и плюс еще дополнительные реквизиты, предусмотренные Положением № 879 (Положение № 879 устанавливает перечень информации, которая должна быть; о ней более подробно далее речь пойдет далее).

3. Инвентаризационные описи (акты инвентаризации) могут быть заполнены как рукописным способом, так и с помощью электронных средств обработки информации (п. 14 р. ІІ Положения № 879).

4. В инвентаризационной описи активы приводят по наименованиям в количественных единицах измерения, принятых в учете отдельно по местонахождению таких ценностей и лицами, ответственными за их хранение, с возможным выделением по субсчетам и номенклатуре (п. 16 р. ІІ Положения № 879).