Какие документы следует оформить, чтобы подтвердить рекламный характер бесплатной раздачи товаров? Будут ли разницы по налогу на прибыль? Нужно ли начислять налоговые обязательства по НДС? Есть ли шанс избежать каких-либо НДС-последствий в данной ситуации? Если на продукцию мы наносим логотип для бесплатной раздачи, расходы на это являются рекламными?
Ответы читайте здесь

Что такое реклама

Реклама«информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и каким-либо способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лица или товара» (ст. 1 Закона № 270).

При этом бесплатная раздача товаров в рекламных целях — это мероприятие рекламного характера. Дословно со ст. 1 Закона № 270: мероприятия рекламного характера«мероприятия по распространению рекламы, предусматривающие бесплатное распространение образцов рекламируемых товаров и/или их обмен потребителям одного количества или одного вида рекламируемых товаров, на другой».

Важно

Если о бесплатной рекламной раздаче вы будете размещать объявления или сообщения в СМИ, на радио, телевидении и т.д., то есть рекламировать рекламное мероприятие, примите к сведению, что реклама о проведении конкурсов, лотерей, розыгрышей призов, мероприятий рекламного характера и т.п. должна содержать информацию о сроках и месте проведения данных мероприятий и иметь информационный источник, благодаря которому можно узнать об условиях и месте проведения этих мероприятий.

Неточная информация, а именно «распространение информации, которая вводит в заблуждение» — воспринимается как недобросовестная конкуренция (см. постановление Одесского апелляционного хозяйственного суда от 03.03.2015 г. по делу № 923/1526/14, рекомендации Антимонопольного комитета Украины от 12.09.2019 г. № 54-рк).

За недобросовестную конкуренцию возможен штраф в размере до 5% дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъекта хозяйствования за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф (ст. 21 Закона № 236).

Что касается брендирования (нанесения собственного логотипа на товары) — это также элемент рекламы, ведь это способ сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно вашего лица.

Документальное оформление рекламной раздачи

Чтобы доказать, что бесплатная раздача товаров — это мероприятие рекламное, нужно документально подтвердить этот факт.

В таком случае стоит оформить следующие документы (именно их называют контролеры в своих разъяснениях — см. ИНК ГУ ГНС в г. Киеве от 10.06.2020 г. № 2377/ІПК/26-15-04-01-18):

  • приказ руководителя о проведении рекламного мероприятия. В нем необходимо указать дату, место и цель его проведения, сроки и круг лиц, ответственных за организацию и выполнение подготовительных работ, а также стоит обязательно прописать, что данное мероприятие проводится исключительно с рекламной целью. Если в процессе рекламных мероприятий планируется бесплатная передача товаров, то в приказе указывается количество каждого наименования товара и другая информация, которая бы также свидетельствовала о рекламном характере деятельности;
  • план (программа) подготовки и проведения рекламного мероприятия. Этот документ является весомым доказательством рекламного, предпродажного мероприятия. В документе прописывают календарный план действий по проведению рекламного мероприятия с указанием сроков и ответственных лиц;
  • смета расходов на проведение рекламного мероприятия. Указываются номенклатура и количество образцов товаров, рекламных материалов и других ТМЦ, которые предусмотрено передавать в ходе проведения мероприятия, и прочие расходы, необходимые для его организации;
  • накладные на отпуск ТМЦ со склада. Во время проведения бесплатной передачи товаров и распространения рекламных материалов лицо, ответственное за их передачу, получает соответствующие материальные ценности на складе предприятия под отчет. Отпуск материальных ценностей со склада оформляется расходной накладной;
  • отчет о проведении рекламных мероприятий. По окончании рекламного мероприятия ответственные лица составляют отчет о фактических расходах на его проведение, и предоставляют его на утверждение руководителю;
  • акт на списание бесплатно распространенных товаров. Акт составляется комиссией, и он будет являться первичным документом для списания в бухучете стоимости использованных для рекламных целей ТМЦ.

Если предприятие проводит рекламное мероприятие с привлечением сторонней организации, то вышеизложенный список дополнится еще и актами предоставленных рекламных услуг.

Обратите внимание

Когда сторонние организации привлекаются к проведению рекламных акций, налоговики (да и суды) учитывают, достаточно ли материально-технических и трудовых ресурсов у контрагента, чтобы предоставить такие услуги.

Например, в постановлении ВС от 24.04.2018 г. по делу № 821/1344/17 говорится:

«…в подтверждение фактического осуществления операций по проведению рекламных акций, дегустаций, презентаций, учитывая специфику таких услуг и договоров, регламентирующих их, Общество должно иметь соответствующие надлежащим образом оформленные первичные документы, в частности и те, которые удостоверяют цель, объективную необходимость, экономическую целесообразность получения соответствующих услуг, а также возможность проведения таких операций контрагентами с учетом нужного времени, места, материальных ресурсов, необходимых для предоставления таких услуг».

Стало быть, как видим, надлежащее документальное подтверждение с обоснованием цели/целей и ожидаемого эффекта (к примеру, повышение объемов продаж) будет не лишним.

В этом же постановлении указано:

«Суд апелляционной инстанции сделал вывод, что истец имел право на формирование расходов, понесенных на оплату рекламных мероприятий (дегустаций, презентаций), учитывая фактическое осуществление таких хозяйственных операций, что подтверждено соответствующими первичными документами, в полной мере отражающими содержание проведенных мероприятий, и полученный экономический эффект от проведенных мероприятий, при этом выводы контролирующего органа основываюся исключительно на предположениях и не подтверждены надлежащими доказательствами».

Бухгалтерский учет

В бухучете расходы на рекламу попадают в расходы на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16). Поэтому и бесплатная рекламная раздача как расходы на рекламное мероприятие — это сбытовые расходы Дт 93 Кт 209, 26, 281, 23.

Как результат — стоимость рекламной продукции попадет в расходы на сбыт, а те, в свою очередь, будут формировать финрезультат до налогообложения (Дт 79 Кт 93).

Возникает ли доход при бесплатной раздаче товаров?

Нет, не возникает. Ведь «доход признается во время увеличения актива или уменьшения обязательства, что приводит к росту собственного капитала (за исключением роста капитала за счет взносов участников предприятия), при условии, если оценка дохода может быть достоверно определена» (п. 5 П(С)БУ 15 «Доход»).

В случае бесплатной раздачи активы не увеличиваются (они выбывают), обязательства не уменьшаются (они вообще не возникают), поэтому дохода нет по определению.

Налог на прибыль

Объект обложения налогом на прибыль определяем, отталкиваясь от бухфинрезультата плюс/минус разницы с НКУ (пп. 134.1.1 НКУ).

Правда, те плательщики налога на прибыль, которые имеют бухгалтерский доход от любой деятельности за последний год не более 20 млн грн (а начиная за отчетный 2020 год — 40 млн грн), могут отказаться от применения разниц с р. ІІІ НКУ. В таком случае у них по бесплатной раздаче — все, как в бухучете, а там у нас расходы (Дт 93 Кт 209, 26, 23, 282 и т.д.).

Если же плательщик налога на прибыль использует разницы, то следует проштудировать НКУ, нет ли, случайно, в нем корректировки, связанной с данной операцией.

Сразу скажем, что отдельной разницы для рекламы (в т.ч. для рекламных раздач) в НКУ не предусмотрено. Но есть «подарочная» разница, указанная в пп. 140.5.10 НКУ, в котором говорится о «сумме перечисленной безвозвратной финансовой помощи (бесплатно предоставленных товаров, работ, услуг)». И тот факт, что в нашем случае бесплатная раздача — рекламная, погоды не делает. То есть такая раздача является бесплатной, соответственно, плательщикам, использующим разницы с р. ІІІ НКУ, надо учитывать пп. 140.5.10 НКУ и при рекламных раздачах. Но здесь самое важное — кому вы бесплатно предоставляете товары, т.е. кто по статусу их получатель. От этого будет зависеть, будет ли вообще действовать «подарочная» разница. Так, если предприятие дарит товары, работы, услуги неплательщику налога на прибыль (кроме физлиц, плательщиков НДФЛ), то бухфинрезультат необходимо увеличить на стоимость подаренного, а вот если дарит плательщику налога на прибыль (не по ставке 0%) — разница не действует.

И самое главное — в случае подарков физлицам (являющимся плательщиками НДФЛ, т.е. не являющимся ФЛП-единщиками, а именно в статусе «обычных» физлиц) — разница не срабатывает. Это прямое исключение из правила. Посему увеличивать бухфинрезультат до налогообложения на стоимость подарков физлицам не придется.

Обращают на это внимание и контролеры:

«…в случае проведения налогоплательщиком рекламных мероприятий путем бесплатного предоставления образцов товаров лицам, не являющимся налогоплательщиками (кроме физических лиц), и налогоплательщикам, которые облагаются по ставке 0 процентов, такой плательщик налога на прибыль при определении объекта обложения налогом на прибыль увеличивает финансовый результат до налогообложения на сумму таких товаров в порядке, установленном пп. 140.5.10 п. 140.5 ст. 140 Кодекса» (см. ИНК ГНСУ от 12.12.2019 г. № 1873/6/99-00-07-02-02-15/ІПК).

Кроме того, отдельные разницы (специальные правила) прописаны и в случае подарков неприбыльным организациям и учреждениям (пп. 140.5.9 и пп. 140.5.14 НКУ).

Отразим в таблице 1 зависимость «подарочной» разницы от статуса получателя подарка (т.е. статуса того, кому ваше предприятие бесплатно предоставляет товары, работы, услуги). Конечно, это важно, если ваше предприятие использует разницы по налогу на прибыль с р. ІІІ НКУ.

Таблица 1

«Подарочная» разница по налогу на прибыль

Получатель — неплательщик налога на прибыль (кроме физлиц, плательщиков НДФЛ), плательщик налога на прибыль по ставке 0%

Получатель — плательщик налога на прибыль (не по ставке 0%)

Получатель — физлицо (плательщик НДФЛ)

Получатель — неприбыльная организация, внесенная в Реестр неприбыльных учреждений и организаций

Получатель — субъект физкультуры и спорта (внесенный в Реестр неприбыльных учреждений и организаций на дату подарка)

Даритель на всю стоимость подаренных товаров, работ, услуг, бесплатной финансовой помощи увеличивает финрезультат до налогообложения (пп. 140.5.10 НКУ)

Разница не действует. Стоимость подаренного не увеличивает финрезультат до налогообложения (пп. 140.5.10 НКУ)

Разницы нет. Стоимость подарка, бесплатной финпомощи физлицу — плательщику НДФЛ не увеличивает бухфинрезультат до налогообложения (действует исключение из пп. 140.5.10 НКУ)

Даритель на стоимость подаренного, бесплатной финпомощи увеличивает бухфинрезультат до налогообложения, но в сумме, превышающей 4% налогооблагаемой прибыли предыдущего года (пп. 140.5.9 НКУ)

Бухфинрезультат до налогообложения увеличивает стоимость подаренных товаров, работ, услуг, основных средств, превышающую 8% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года (пп. 140.5.14 НКУ)

ИНК ГФСУ от 07.11.2017 г. № 2550/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, от 03.11.2017 г. № 2497/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, ИНК ГФСУ от 19.02.2020 г. № 664/6/99-00-07-02-02-06/ІПК

ИНК ГФСУ от 01.11.2019 г. № 1145/6/99-00-07-02-02-15/ІПК, ИНК ГФСУ от 28.12.2019 г. № 2222/6/99-00-07-02-02-15/ІПК, ИНК ГФСУ от 30.03.2020 г. № 1300/6/99-00-07-02-02-06/ІПК

ИНК ГФСУ от 02.07.2019 г. № 3039/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

ИНК ГФСУ от 09.11.2017 г. № 2573/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, ИНК ГФСУ от 08.11.2017 г. № 2552/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, ИНК ГФСУ от 29.11.2018 г. № 5015/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

ИНК ГФСУ от 26.03.2019 г. № 1261/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

Строка 3.1.10 приложения РІ

Строка 3.1.9 приложения РІ

Строка 3.1.14 приложения РІ

Отметим

Особенности рекламной раздачи за рубежом и с привлечением нерезидентов для проведения таких мероприятий в нашем материале мы не рассматриваем. Они заслуживают отдельного внимания и отдельной публикации.

НДФЛ и военный сбор

При бесплатной рекламной раздаче товаров физлицам возникает резонный вопрос: начислять ли НДФЛ?

Если получатели подарков — неопределенный круг лиц, и персонифицировать доход невозможно, то и облагать невозможно.

Намеки на это можно найти и сейчас в разъяснении из категории 103.02 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua). Упоминая о бонусах неопределенному кругу лиц, налоговики сделали следующий вывод:

«…если получателями скидки в виде поощрений (бонусов), поступающих на телефонные счета налогоплательщиков, является неопределенный круг лиц, то сумма таких бонусов не включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика».

Но не всегда можно в ходе проверки встретить такую лояльность.

Важно помнить, что стоимость подарка до определенной суммы не облагается. А именно — если стоимость бесплатно предоставленного физлицу не превышает 25% минзарплаты, установленной на 1 января отчетного года, то она не включается в налогооблагаемый доход (пп. 165.1.39 НКУ).

В 2020 году предельный месячный необлагаемый размер подарка составляет 1180,75 грн (4723 грн х 25%). Признак дохода в ф. № 1ДФ — «160».

В случае если стоимость подарка превышает 1180,75 грн, облагается НДФЛ только сумма превышения, которая классифицируется как дополнительное благо — по ставке 18%. Признак в ф. № 1ДФ — «126».

Если доход получен в неденежной форме, к базе налогообложения применяется натуральный коэффициент в размере 1,219512 (п. 164.5 НКУ).

Об этом отмечают и контролеры в разъяснении из категории 103.25 раздела «Запитання — відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua).

Если подарок не облагается НДФЛ, то и военный сбор не удерживается. А если облагается НДФЛ — то и военным сбором также (1,5%).

НДС

Перед тем, как разобраться, возникает ли НДС при бесплатных рекламных раздачах, вспомним общие правила. А именно — что такое поставка согласно НКУ.

Поставка товаров — любая передача права на распоряжение товарами в качестве собственника, в том числе продажа, обмен или дарения такого товара, а также поставка товаров по решению суда (пп. 14.1.191 НКУ).

В соответствии с п. 185.1 НКУ объектом обложения НДС является, в частности, «поставка товаров, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, в соответствии со статьей 186 настоящего Кодекса, в том числе операции по бесплатной передаче».

Стало быть, бесплатная передача товаров — это операция по их поставке. А раз так, то возникает объект обложения НДС.

База налогообложения — это договорная стоимость, но не ниже (п. 188.1 НКУ):

  • для приобретенных ранее товаров — цены приобретения;
  • для самостоятельно изготовленных товаров — обычной цены.

При этом в такой ситуации необходимо составить две налоговые накладные (п. 15 Порядка № 1307):

  • первую — на поставку товаров исходя из договорной цены — а она при бесплатной раздаче равна 0 грн (соответственно — и нулевая сумма НДС);
  • вторую — на сумму превышения цены приобретения (для самостоятельно изготовленных товаров — обычной цены) товаров над фактической ценой их поставки с типом причины 15 — «Складена на суму перевищення бази оподаткування, визначеної відповідно до статей 188 і 189 Податкового кодексу України, над фактичною ціною постачання». Как ее оформить — см. в публикации «Новая налоговая накладная в образцах», подраздел «Превышение цены приобретения (обычной цены, балансовой стоимости) над фактической ценой поставки».

Нужно ли начислять компенсирующие налоговые обязательства?

Если товары, работы, услуги приобретены с НДС (и на «входе» было право на налоговый кредит), при нехоздеятельном их использовании необходимо начислить компенсирующие налоговые обязательства по пп. «г» п. 198.5 НКУ. Но ведь рекламная раздача — это хоздеятельное использование, ввиду этого однозначно компенсирующие налоговые обязательства согласно п. 198.5 НКУ не грозят. Главное, чтобы документы были оформлены на рекламную раздачу, т.е. чтобы было подтверждение рекламности, а значит — и хоздеятельности данного мероприятия.

Приведем разъяснения контролеров касаемо бесплатной раздачи товаров:

«…при проведении операции по бесплатной передаче товаров начисляются налоговые обязательства один раз» (см. письмо ГФСУ от 26.04.2016 г. № 9399/6/99-99-15-03-02-15);

«…если стоимость товаров, приобретенных/изготовленных для проведения рекламных мероприятий (в т.ч. для бесплатного распространения), включается в стоимость товаров/услуг, которые используются в налогооблагаемых операциях, связанных с получением доходов, то считается, что такие товары приобретаются для использования в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности такого налогоплательщика, а потому налоговые обязательства по НДС при осуществлении операций по бесплатному распространению товаров рекламного назначения, в соответствии с пунктом 198.5 статьи 198 Кодекса, не начисляются, а сформированный налоговый кредит не корректируется » (см. письмо ГФСУ 27.04.2016 г. № 9532/6/99-99-15-03-02-15);

«…операции налогоплательщика по бесплатной передаче товаров/услуг являются объектом обложения НДС независимо от того, во время приобретения таких товаров/услуг суммы НДС были включены в состав налогового кредита или нет, а потому налоговые обязательства по НДС при осуществлении таких операций в соответствии с пунктом 198.5 статьи 198 НКУ не начисляются.

При этом база налогообложения НДС по операциям по бесплатной передаче товаров/услуг определяется в соответствии с пунктом 188.1 статьи 188 НКУ, а начисление налоговых обязательств по НДС по данным операциям производится в общеустановленном порядке» (см. письмо ГФСУ от 05.09.2016 г. № 19171/6/99-99-15-03-02-15);

«…операция по бесплатной передаче товаров для налогоплательщика, осуществляющего такую передачу, является объектом обложения НДС и облагается в общеустановленном порядке, кроме случаев, когда данная операция не освобождена от обложения НДС в соответствии с нормами Кодекса, а потому при осуществлении такой операции пункт 198.5 статьи 198 Кодекса не применяется, а налоговый кредит, сформированный налогоплательщиком во время приобретения передаваемых товаров не корректируется» (см. ИНК ОКПН ГФСУ от 11.10.2017 г. № 2204/ІПК/28-10-01-03-11);

«Поскольку операции по бесплатной поставке товаров (работ, услуг) являются налогооблагаемыми операциями, то налоговые обязательства в соответствии с пунктом 198.5 статьи 198 Кодекса в данном случае не начисляются» (см. ИНК ОКПН ГФСУ от 10.06.2020 г. № 2383/ІПК-28-10-30-02-11). В этой же консультации говорится и о составлении двух налоговых накладных: на договорную цену и на сумму превышения минбазы над договорной.

То есть одни налоговые обязательства по НДС по операции поставки (согласно п. 185.1 НКУ), без начисления компенсирующих (согласно п. 198.5 НКУ).

Однако в последнее время начали все чаще появляться разъяснения контролеров, в которых говорится об отсутствии каких-либо НДС-обязательств при бесплатной раздаче товаров при условии, если стоимость бесплатно розданных товаров включается в стоимость других товаров, которые продаются, т.е. за которые получают доход, и они использованы в налогооблагаемых операциях.

Приведем разъяснения налоговиков по данному подходу:

— на вопрос, «подлежат ли обложению НДС операции по бесплатной передаче товаров/услуг (в т.ч. для проведения маркетинговых/рекламных мероприятий)?», в разъяснении из категории 101.06 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua) прозвучало:

«Операции по бесплатному распространению продукции являются объектом налогообложения.

Если стоимость бесплатно переданных товаров, приобретенных с НДС (в т.ч. для проведения маркетинговых/рекламных мероприятий), включается в состав стоимости налогооблагаемых операций по поставке (реализации) самостоятельно изготовленных товаров/услуг и компенсируется их потребителями, увеличивая при этом базу налогообложения НДС, то такие товары/услуги следует считать использованными в налогооблагаемых операциях, и дополнительное начисление налоговых обязательств по НДС не происходит.

Такие бесплатно переданные товары/услуги признаются облагаемыми НДС в составе той операции, в стоимость которой они были включены»;

— «В случае если стоимость приобретенных товаров включается в состав стоимости налогооблагаемых операций (расходы на приобретение возмещаются покупателями в составе приобретения товаров/услуг, поставляемых налогоплательщиком), то:

1) сумма НДС по приобретенным товарам/услугам включается в состав налогового кредита;

2) начисление налоговых обязательств в соответствии с пунктом 198.5 статьи 198 раздела V НКУ и пунктом 188.1 статьи 188 раздела V НКУ не происходит;

3) налоговые обязательства определяются по операции по поставке налогооблагаемых товаров/услуг, стоимость которых учитывает и стоимость приобретенных товаров» (см. ИНК ГФСУ от 16.05.2018 г. № 2193/6/99-99-15-03-02-15/ІПК);

— «…если стоимость бесплатно переданных товаров/готовой продукции (приобретенных (ввезенных) или изготовленных) и предоставленных услуг другим лицам для проведения маркетинговых/рекламных мероприятий (в т.ч. для бесплатного распространения) непосредственно плательщиком или посредством других лиц включается в состав стоимости налогооблагаемых операций, в частности, в стоимость продажи товаров/готовой продукции/услуг, подлежащих налогообложению и связанных с получением доходов (подтверждением чему является, например, калькуляция стоимости товаров/готовой продукции/услуг или другой, определенный учетной политикой налогоплательщика, документ, который устанавливает цены продажи приобретенных, ввезенных или самостоятельно изготовленных товаров, и учитывает в составе таких цен стоимость бесплатно розданных/предоставленных с рекламной целью товаров/услуг), то такие товары/готовая продукция/услуги считаются использованными в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности такого налогоплательщика, а потому бесплатное распространение указанных товаров/готовой продукции/услуг не рассматривается как отдельная операция по поставке и дополнительное начисление налоговых обязательств по НДС не требуется» (см. ИНК ГУ ГНС в г. Киеве от 27.11.2019 г. № 1559/ІПК/26-15-04-01-18).

Аналогичные выводы приведены в ИНК ГФСУ от 18.07.2019 г. № 3324/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, ИНК ГФСУ от 12.12.2019 г. № 1873/6/99-00-07-02-02-15/ІПК, ИНК ГФСУ от 23.05.2019 г. № 2343/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, ИНК ГУ ГНС в г. Киеве от 10.06.2020 г. № 2377/ІПК/26-15-04-01-18).

В таблице 2 обобщим два варианта НДС-учета рекламных раздач товаров.

Таблица 2

Варианты последствий по НДС при рекламной раздаче товаров

Вариант 1.

Одни налоговые обязательства по НДС по операции поставки (согласно п. 185.1 НКУ)

Вариант 2.

Вообще без начисления НДС

Независимо от того, включена стоимость бесплатно розданного в стоимость других товаров или нет. Поскольку бесплатная передача — это отдельная операция поставки:

В случае если стоимость приобретенных товаров включается в состав стоимости налогооблагаемых операций (расходы на приобретение возмещаются покупателями в составе стоимости/цены приобретения товаров/услуг, которые поставляются налогоплательщиком), то:

В случае если стоимость приобретенных товаров, которые передаются бесплатно, НЕ включается в состав стоимости налогооблагаемых операций, то:

1) сумма НДС по приобретенным товарам/услугам включается в состав налогового кредита;

2) начисляются налоговые обязательства исходя из базы налогообложения НДС, определенной п. 188.1 НКУ. То есть исходя из минбазы. Составляются две налоговые накладные:

— на фактическую цену;

— на сумму превышения (тип причины — 15) (или в сводной — код признака — 3)

1) сумма НДС по приобретенным товарам/услугам включается в состав налогового кредита;

2) начисление налоговых обязательств в соответствии с п. 198.5 НКУ и/или п. 188.1 НКУ не осуществляется;

3) налоговые обязательства определяются по операции по поставке налогооблагаемых товаров/услуг, стоимость которых учитывает и стоимость приобретенных товаров

1) сумма НДС по приобретенным товарам/услугам включается в состав налогового кредита;

2) начисляются налоговые обязательства исходя из базы налогообложения НДС, определенной п. 188.1 НКУ. По такой операции налогоплательщик обязан составить две налоговые накладные:

— одну — на сумму, исчисленную исходя из фактической цены поставки;

— вторую — на сумму, исчисленную исходя из превышения цены приобретения/обычной цены/балансовой (остаточной) стоимости над фактической ценой),

и зарегистрировать их в ЕРНН;

3) начисление налоговых обязательств согласно п. 198.5 НКУ не осуществляется

Откровенно говоря, второй вариант (вообще без НДС) очень смелый. Ведь такие безНДСные подходы (т.к. не отдельная операция — поставка) налоговики озвучивают в ИНК, но обобщающей консультации такого плана нет. Благодаря нормам НКУ мы выяснили, что бесплатная передача товаров — это операция поставки.

Поэтому если вы хотите прибегнуть ко второму варианту и не начислять никаких налоговых обязательств по НДС, рекомендуем получить ИНК такого же содержания, и тогда уже без риска действовать согласно ей.

И даже при такой «подстраховке» в виде ИНК следует еще обосновать, что стоимость бесплатно предоставленных товаров включена в стоимость других налогооблагаемых товаров, использованных в хоздеятельности. По словам налоговиков, подтвердить данный факт могут, например, калькуляция стоимости товаров/готовой продукции/услуг или другой определенный учетной политикой налогоплательщика документ, который устанавливает цены продажи приобретенных, ввезенных или самостоятельно изготовленных товаров, и учитывает в составе таких цен стоимость бесплатно розданных/предоставленных с рекламной целью товаров/услуг (см. ИНК ГУ ГНС в г. Киеве от 10.06.2020 г. № 2377/ІПК/26-15-04-01-18, ИНК ГФСУ от 23.05.2019 г. № 2343/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Галина МОРОЗОВСКАЯ,

эксперт по налогообложению и учету

 

 

 

______________________________________________________________

ПРАВОВОЙ ГЛОССАРИЙ

НКУ — Налоговый кодекс Украины.

Закон № 270 — Закон Украины «О рекламе» от 03.07.1996 г. № 270/96-ВР.

Закон № 236 — Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07.06.1996 г. № 236/96-ВР.

Порядок № 1307 — Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307.

П(С)БУ 16 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Минфина от 31.12.1999 г. № 318.