(комментарий к приказу Минфина от 28.03.2016 г. № 393, далее — Приказ № 393)

Вступил в силу 17.05.2016 г.

С 1 января 2016 года работодатели получили новую порцию изменений в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далееЗакон о ЕСВ).

Изменения относительно начисления ЕСВ были очень значительными, поскольку ими:

  • введена единая ставка ЕСВ для большинства плательщиков ЕСВ;
  • перекроены нормы о добровольном страховании;
  • изменены сроки для требований об уплате долга (недоимки) и перечислении штрафов;
  • изъяты нормы о применении понижающего коэффициента.

Об этих нововведениях мы рассказывали в материале «Начисляем ЕСВ с января 2016 года согласно новым правилам» газеты № 2/2016.

И вот не прошло даже пяти месяцев, как Инструкцию о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденную приказом Минфина от 20.04.2015 г. № 449 (далееИнструкция № 449), изложили в новой редакции Приказом № 393 (далееИнструкция № 393). Кроме того, что данную Инструкцию привели в соответствие с требованиями Закона о ЕСВ, новая редакция также содержит некоторые нюансы, на которые стоит обратить внимание плательщикам ЕСВ.

Начисление ЕСВ работодателями, органами, воинскими частями

  • Инструкция № 393 не предусматривает очередности учета выплат при определении максимальной базы начисления ЕСВ. Ранее она была следующей: зарплата, вознаграждение по гражданско-правовым договорам, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам. Поэтому сейчас большинство работодателей применяют одинаковую ставку ЕСВ — 22%, для начисления ЕСВ не имеет значения, в каком порядке учитывать данные выплаты, однако это важно для определения заработка при расчете средней зарплаты для пособия по беременности и родам и пособия по нетрудоспособности.
  • ЕСВ по ставкам, установленным для работников-инвалидов, начисляют с даты установления группы инвалидности, но не ранее получения заверенной копии справки к акту осмотра в медико-социальной экспертной комиссии, и до даты прекращения инвалидности. Таким образом, разъяснения ГФС и ПФУ касательно начисления ЕСВ на доходы работников-инвалидов наконец трансформировались в норму абз. 3 п. 7 р. ІІІ Инструкции № 393. Следовательно, ЕСВ в вышеупомянутых размерах начисляют с даты получения копии справки об инвалидности.
  • ЕСВ начисляют по ставкам, действовавшим в месяцах, за которые начислен доход (зарплата), если изменен класс профессионального риска производства за периоды до 1 января 2016 года (п. 9 р. IV Инструкции № 393). Также ЕСВ начисляют за счет средств госбюджета за прошлые периоды по ставкам, действовавшим в этих месяцах, в соответствии с Порядком начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за некоторые категории застрахованных лиц, утвержденным постановлением КМУ от 02.03.2011 г. № 178 (пп. 5 п. 1 р. IV Инструкции № 393).
  • В п. 8 р. ІІІ Инструкции № 393 уточнили, в каких случаях применяется норма абз.абз. 2 и 3 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ относительно определения базы начисления ЕСВ в размере не менее минзарплаты. Данную норму следует соблюдать, если застрахованное лицо находилось в трудовых отношениях полный календарный месяц или отработало все рабочие дни отчетного месяца.

Но упомянутую норму не применяют при начислении ЕСВ на суммы заработной платы (дохода):

  • на работе по совместительству и в других случаях начисления доходов не по месту основной работы, на которые начисляется ЕСВ;
  • работника-инвалида, который трудится на предприятии, в учреждении или организации, где применяется ставка 8,41%; работников всеукраинских общественных организаций инвалидов, где применяют ставку 5,3%; работников предприятий и организаций общественных организаций инвалидов, где применяют ставку 5,5%;
  • работников, которым предоставлены отпуска без сохранения зарплаты, в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 25 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.1996 г. № 504/96-ВР.

Особенности начисления ЕСВ для предпринимателей

Как известно, предприниматели, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, которые являются пенсионерами по возрасту или инвалидами и получают в соответствии с законом пенсию или соцпомощь, освобождены от уплаты ЕСВ за себя (ч. 4 ст. 4 Закона о ЕСВ). Теперь появилась норма о том, что такие единщики (пенсионеры и инвалиды) могут быть плательщиками ЕСВ, если они самостоятельно определят для себя базу начисления единого взноса в размере не более максимальной величины базы начисления и при этом сумма ЕСВ не может быть меньше размера минимального страхового взноса (п. 4 р. ІІІ Инструкции № 393). В то же время для них не предусмотрены ни подача заявления, ни заключение договоров. При буквальном прочтении данной нормы получается, что таким предпринимателям достаточно уплачивать ЕСВ в сроки, установленные для предпринимателей, и предоставлять отчетность.

Физлиц-предпринимателей и лиц, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность, призванных на военную службу во время мобилизации или привлеченных к исполнению обязанностей относительно мобилизации по должностям, на весь срок их военной службы во время особого периода, не освобождают от исполнения своих обязанностей плательщиков единого взноса. Если такие плательщики ЕСВ являются работодателями, то уплата ЕСВ должна быть осуществлена демобилизованным лицом в течение 180-ти календарных дней с первого дня его демобилизации или после окончания его лечения (реабилитации) без начисления штрафных и финансовых санкций (абз.абз. 4 и 5 пп. 8 п. 3 р. IV Инструкции № 393).

В случае если вышеназванные лица не являются работодателями, то их освобождают от исполнения обязанностей плательщика единого взноса с первого календарного дня месяца призыва на военную службу во время мобилизации плательщика до последнего календарного дня месяца, в котором плательщик был демобилизован, или завершено его лечение, реабилитации (п. 7 р. IV Инструкции № 393).

Освобождение от уплаты ЕСВ для мобилизованных добровольно застрахованных лиц

Среди лиц, имеющих право на добровольное участие в системе социального страхования, с 1 января 2016 года остались:

  • члены фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства, которые имеют право участвовать во всех видах социального страхования;
  • лица, достигшие 16-летнего возраста и не состоящие в трудовых отношениях с работодателями, в т.ч.: иностранцы и лица, постоянно проживающие или работающие в Украине; граждане Украины, которые трудятся или постоянно проживают за пределами Украины, если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, — они имеют право исключительно на пенсионное страхование.

Таким образом, в новой редакции изложены:  заявление о добровольном участии или одноразовой оплате; типовой договор о добровольном участии в системе страхования; типовой договор об единоразовой уплате в системе пенсионного страхования.

Лиц, которые имеют право на добровольное участие в системе социального страхования, призванных на военную службу во время мобилизации или привлеченных к исполнению обязанностей относительно мобилизации по должностям, предусмотренным штатами военного времени, на весь срок их военной службы в период действия договора о добровольном участии освобождают от исполнения обязанностей относительно уплаты ЕСВ.

Основание для такого освобождения ― заявление добровольно застрахованного лица и копия военного билета или копия иного документа, выданного соответствующим госорганом, с указанием данных о призыве данного лица на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, которые это лицо подает в орган доходов и сборов в течение 10-ти дней после его демобилизации или по окончании лечения (реабилитации). В данном случае неисполнение обязанностей относительно уплаты ЕСВ в сроки, определенные договором о добровольном участии, не считается нарушением условий договора (кроме договоров единоразовой уплаты) и не дает оснований считать договор таким, условия которого не выполнены.

Также в соответствие со ст. 25 приведены нормы р.р. VI и VII Инструкции № 393, в частности, относительно сроков для требований об уплате долга (недоимки) и уплаты штрафов согласно решениям о применении штрафных санкций. А сами формы этих документов изложили в новой редакции.

Алексей СОМОВ,

бухгалтер-эксперт