Студент Стэнфорда создал бота-юриста, который за полгода заработал $3 млн British Telecom для заключения контрактов с использованием услуги IT-платформы IRIS. Thomson Reuters разработала программу, которая позволяет подготовить документы о передаче прав собственности на недвижимость за 2 секунды. В Великобритании всерьез обсуждается возможность онлайн-судопроизводства для гражданских дел стоимостью до 25 тысяч фунтов. Все это — новости с рынка юридических услуг за последние пару недель. Жизнь постепенно переходит в онлайн-режим, и один суперкомпьютер может заменить сотни юристов. Итак, выясним, как IT-технологии помогут заменить украинских судей и государственных исполнителей, проанализировав проекты Закона № 3769 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения приказного производства в гражданском и хозяйственном судопроизводстве» и Закона № 3768 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения системы автоматизированного ареста денежных средств в гражданском и хозяйственном судопроизводстве»

Упомянутые законопроекты определены Президентом как неотложные и те, которые были разработаны в порядке выполнения Украиной Меморандума об экономической и финансовой политике, заключенного между МВФ и Украиной, согласно которому последняя обязалась принять законы, которые будут усиливать положения законодательства Украины касательно порядка оплаты за осуществление внутренних транзакций и наложения ареста на банковские счета.

Суд «в смартфоне»

В каждой стране ЕС существует собственная система упрощенного судебного производства, которая предусматривает выдачу судом исполнительного документа. Отличаются эти системы тем, какие споры рассматриваются (только денежные требования или также касательно обращения взыскания на имущество), и ограничениями касательно максимальной суммы требования. Для сравнения: в Австрии и Испании максимальный размер требования составляет 30000 евро, в Португалии — 10000 евро, в Бельгии — всего 1890 евро. Европейский союз и Совет Европы, видя положительный эффект «упрощенного судопроизводства», приняли Регламент № 1869/2006 «О введении Европейского приказного производства», который вступил в силу 12 декабря 2008 года. Так, компании и граждане стран-подписантов данного регламента могут взыскивать бесспорные требования в гражданских и коммерческих судах стран-членов ЕС в соответствии с единой процедурой, которую называют «Европейским приказным производством». Максимальный размер требования по такой процедуре не предусматривается. Реализация данного проекта предусматривает электронную систему коммуникации и использование электронной подписи для передачи материалов между судами и участниками процесса.

Существующий на сегодняшний день в Украине институт приказного производства является упрощенным видом гражданского судопроизводства между кредитором и должником, который создавался для разгрузки судов общей юрисдикции, путем выделения дел, не требующих полного и подробного рассмотрения из-за бесспорности рассматриваемых правоотношений. По результатам такого производства суд издает приказ, который является одновременно и судебным решением, и исполнительным документом. Предложенные изменения в законодательстве имеют целью сделать данный институт более доступным и эффективным. Проект разработан с учетом 5-летнего опыта Польши в введении электронного приказного производства (далее — ЕПП), в порядке которого были рассмотрены 1,8 млн дел на общую сумму 40 млрд польских злотых. Итак, подробнее касательно новации законопроекта о ЕНП.

Наверное, прежде всего нужно подчеркнуть: ЕПП предлагают ввести также в пределах хозяйственного процесса, где сейчас вообще не существует института приказного производства. Предусматривается одинаковый порядок разрешения дел ЕПП в рамках гражданского и хозяйственного судопроизводства.

Предоставление процессуальных документов будет осуществляться в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП), в режиме реального времени непосредственно с собственного компьютера или смартфона. Для большинства предпринимателей использование ЭЦП является привычным хотя бы благодаря предоставлению налоговой отчетности в электронной форме. Однако использование ЭЦП еще не распространено среди физических лиц.

Максимальная сумма взыскания устанавливается на уровне 100 минзарплат (примерно 4500 евро), если должником выступает физическое лицо, и 1000 минзарплат (примерно 45000 евро), если должник — юридическое лицо.

Обязательное условие рассмотрения дела в порядке ЕПП — регистрация заявителя и должника в автоматизированной системе ЕПП с использованием электронной цифровой подписи.

Размер судебного сбора составит 0,1 минзарплаты для физических и 0,3 минзарплаты — для юридических лиц и будет осуществляться с использованием в онлайн-режиме платежных систем непосредственно через автоматизированную систему ЕПП.

Должник сможет подать заявление об отмене судебного приказа в электронной форме.

Хозяйственные дела в порядке ЕНП будут рассматриваться хозяйственным судом Черниговской области, гражданские — Броварским районным судом Киевской области.

В общем, предложенные изменения направлены на повышение эффективности приказного производства и в целом смогут сократить срок на защиту интересов кредиторов. Законопроект еще достаточно «сырой» и, конечно же, содержит неточности и сомнительные положения, например:

  • не предусмотрена процедура отмены судебного приказа и порядок предоставления должником доказательств, опровергающих обоснованность заявленных требований;
  • непонятным является вопрос, как заставить должника регистрироваться в автоматизированной системе ЕПП;
  • в случае подачи заявления об отмене электронного приказа после 10-дневного срока есть положение, которое предусматривает предоставление заявления в бумажной форме в суд по месту нахождения должника, а также положение, которое разрешает подавать заявление в электронной форме в суд, который его выдал. Такие положения создают коллизию;
  • непонятно, насколько защищенной будет в целом автоматизированная система электронного производства.

Скачать автоматом

Идею электронного правосудия, выраженную в законопроекте № 3769 об ЕПП, дополняет идея автоматизированного ареста денежных средств из законопроекта № 3768. Законопроект предусматривает возможность автоматизированного (немедленного) ареста денежных средств в порядке обеспечения иска и исполнения судебных решений о взыскании денежных средств. Оптимизация достигается путем исключения из процедуры ареста денежных средств необходимости подачи определения суда об обеспечении иска в исполнительную службу в общем порядке, необходимости государственному исполнителю направлять бумажные запросы об имеющихся банковских счетах в налоговые органы и сотрудников финансовых учреждений, которые должны непосредственно блокировать денежные средства на счетах.

Законопроект № 3768 предусматривает создание в судах и органах государственной исполнительной службы автоматизированной системы ареста денежных средств, которая будет направлять в банки в электронном виде копии судебных решений и постановлений государственного исполнителя о наложении ареста. В дальнейшем эти документы будут прорабатываться автоматизированными системами банков без задействования человеческого ресурса, которые автоматически будут осуществлять арест денежных средств.

Самым интересным вопросом в рамках данного законопроекта является обеспечение взаимодействия электронных систем банков, судов и исполнительной службы, ведь судебные исполнители и судьи должны получить физический доступ к банковским счетам в обход банковских работников с целью автоматического наложения ареста на денежные средства. Когда будет разработано и внедрено соответствующее программное обеспечение, пока неизвестно.

Таким образом, оба законопроекта призваны создать нормативную базу для внедрения электронного правосудия и автоматического исполнения судебных решений. Если все пойдет, как запланировано, вскоре можно будет не выходя из дому подать иск, получить судебное решение, арестовать денежные средства на счету контрагента и получить их на свой счет.

При этом в Минюсте уверяют, что в случае принятия данных законопроектов Украины по направлению «Обеспечение исполнения контрактов» в рейтинге Doing Business сможет подняться сразу на 75 позиций. Усовершенствование и оптимизация онлайн-судопроизводства поможет кредиторам быстрее возвращать свои деньги, а судам —  меньше времени тратить на простые процессы. Хочется думать, что автоматизация судопроизводства на этом не закончится, и такие инициативы — это не просто очередной атрибут политического пиара, а реальное стремление усовершенствовать судебную систему Украины.

Владимир ПАВЛЕНКО,

руководитель судебной практики KPMG,

Владислав БЕЛИК,

юрист судебной практики KPMG