Переход с упрощенной системы налогообложения на обычную может быть как добровольным, так и вынужденным. В любом случае субъекту хозяйствования необходимо выполнить определенные процедурные действия, а также проанализировать возможные налоговые последствия. Если переход добровольный, его можно спланировать заранее, выбрать благоприятный момент и таким образом избежать лишних проблем. Если переход вынужденный, его нельзя отсрочить, но и в этом случае к нему можно подготовиться, чтобы максимально обезопасить себя от налоговых рисков

Переход на общую систему налогообложения: процедура и последствия

Причины вынужденного перехода перечислены в пп. 298.2.3 НКУ. В частности, для юридических лиц — плательщиков единого налога группы 3 такими причинами являются:

  • превышение установленного объема дохода (пп. 3);
  • применение неденежной формы расчетов (пп. 4);
  • осуществление видов деятельности, не позволяющих применять упрощенную систему налогообложения (пп. 5);
  • осуществление видов деятельности, не указанных в реестре плательщиков единого налога (пп. 7);
  • нарушение требований относительно состава уставного капитала (пп. 5);
  • наличие налогового долга «на каждое первое число месяца в течение двух последовательных кварталов» (пп. 8).

Добровольно перейти с упрощенной системы на общую можно с любого квартала. Важно только вовремя — не позднее чем за 10 к.дн. до начала нового квартала — подать заявление  (пп. 298.2.1 НКУ).

  Заявление о применении упрощенной системы налогообложения (форма утверждена приказом Минфина Украины от 20.12.2011 г. № 1675) с указанием причин отказа от упрощенной системы налогообложения.

Вынужденный переход также привязан к началу квартала, но в этом случае речь идет уже не о любом, а о вполне конкретном квартале — следующем за периодом, в котором нарушено одно из перечисленных правил пребывания на упрощенной системе. Исключение: при наличии налогового долга на каждое первое число месяца в течение двух кварталов подряд плательщика могут перевести на общую систему налогообложения в последний день второго из двух последовательных кварталов (см. пп. 8 пп. 298.2.3 НКУ).

Финансовая отчетность и учет

В случае если предприятие, находясь на упрощенной системе налогообложения, составляло Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства в составе Баланса (форма № 1-мс) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-мс) на основании того, что как единщик вело упрощенный бухгалтерский учет доходов и расходов, то после перехода на общую систему налогообложения придется составлять финансовую отчетность:

  • или в виде Финансового отчета субъекта малого предпринимательства в составе Баланса (форма № 1-м) и Отчета о финансовых результатах (форма № 2-м) — при условии, если предприятие по критериям, определенным ч. 2 ст. 2 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV (далее Закон о бухучете), осталось в категории малых предприятий,
  • или в полном комплекте финансовой отчетности из пяти форм согласно НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» — добровольно либо при переходе в категорию средних или крупных предприятий.

И только если юрлицо соответствует критериям микропредпринимательства, оно вправе продолжать формировать Упрощенный финансовый отчет субъекта малого предпринимательства в составе Баланса (форма № 1-мс) и Отчета о финансовых результатах (форма № 1-мс) — п. 2 П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства».

Кроме того, в связи с переходом на общую систему налогообложения, а тем более в случае миграции предприятия в большую категорию (с микро- — в малые, с малых — в средние), необходимо учитывать новые особенности учета. Например, средние предприятия, а также малые на общей системе налогообложения, уже не смогут воспользоваться упрощенными процедурами учета, изложенными в п. 8 П(С)БУ 25.

В свою очередь, юрлица, попадающие в категорию средних или крупных, теряют право на составление Финансового отчета субъекта малого предпринимательства и на ведение упрощенного плана счетов (п. 2 П(С)БУ 25, п. 2 приказа Минфина Украины от 19.04.2001 г. № 186).

О критериях разделения предприятий на микро-, малые, средние и крупные читайте в статье, опубликованной в газете № 13/2018.

Регистрация плательщиком НДС

Как правило, при переходе с единого налога группы 3 по ставке 5% на общую систему налогообложения субъекту хозяйствования следует зарегистрироваться плательщиком НДС на основаниях, предусмотренных п. 181.1 НКУ, — достижение суммы проведенных операций по поставке товаров/услуг, подлежащих обложению НДС, в течение последних 12 календарных месяцев, 1 млн грн (без учета НДС). В таком случае в налоговый орган необходимо не позднее 10 числа первого календарного месяца, в котором осуществлен переход, подать Регистрационное заявление плательщика налога на добавленную стоимость (ф. № 1-ПДВ), утвержденное в приложении 1 к Положению о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденному приказом Минфина Украины от 14.11.2014 г. № 1130 (далееПоложение № 1130), — п. 183.4 НКУ.

При добровольной регистрации плательщиком НДС указанное регистрационное заявление подается не позднее чем за 20 к.дн. до начала налогового периода, с которого данные лица будут считаться плательщиками НДС (п. 183.3 НКУ). В заявлении указывается желаемый (запланированный) день регистрации как плательщика НДС, соответствующий дате начала налогового периода (календарный месяц), с которого данные лица будут считаться плательщиками НДС.

Если лицо, переходящее с упрощенной системы налогообложения, подало регистрационное заявление без указания желаемого дня регистрации и последний день срока в 3 рабочих дня со дня получения регистрационного заявления предшествует дате перехода этого лица на общую систему налогообложения, датой регистрации такого лица плательщиком НДС определяется первый день перехода данного лица на общую систему налогообложения.

Если же желаемый день указан, то дата регистрации такого лица будет соответствовать желаемому дню регистрации, указанному в регистрационном заявлении. Однако в любом случае регистрация плательщиком НДС осуществляется не ранее даты изменения системы налогообложения (п.п. 3.6, 3.7 Положения № 1130).

При отсутствии оснований для отказа в регистрации лица как плательщика НДС контролирующий орган согласно п. 3.11 Положения № 1130 обязан в течение 3 рабочих дней после поступления регистрационного заявления внести в Реестр плательщиков налога на добавленную стоимость (далее — Реестр) запись о регистрации данного лица как плательщика НДС с:

  • желаемого дня регистрации, указанного в регистрационном заявлении;
  • первого числа месяца, следующего за днем истечения 20 к.дн. после подачи регистрационного заявления в орган, а также в случае добровольной регистрации, если желаемый (запланированный) день регистрации в заявлении не указан;
  • первого числа календарного месяца, в котором осуществлен переход на общую систему налогообложения, если первое число календарного месяца, с которого осуществляется переход на уплату прочих налогов и сборов, на день подачи регистрационного заявления не наступило;
  • дня внесения записи в Реестр в случае обязательной регистрации лица как плательщика НДС, если первое число календарного месяца, в котором осуществлен переход на общую систему налогообложения, на день подачи регистрационного заявления наступило.

Отчетным периодом для плательщиков НДС на общей системе налогообложения установлен календарный месяц (п.п. 202.1, 202.2 НКУ).

Земельный налог

Оставляя упрощенную систему налогообложения с группы 3 субъект хозяйствования автоматически становится плательщиком земельного налога (см. пп. 4 п. 297.1 НКУ).

В категории 112.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua) налоговики абсолютно справедливо подчеркивают:

«Если юридическое лицо — плательщик единого налога в течение года отказывается от упрощенной системы налогообложения, то данное лицо обязано уплачивать земельный налог с первого числа месяца, следующего за налоговым (отчетным) кварталом, в котором подано заявление об отказе от упрощенной системы налогообложения в связи с переходом на уплату прочих налогов и сборов, и представить в течение 20 календарных дней месяца, следующего за отчетным, отчетную налоговую декларацию по плате за землю (на текущий год или ежемесячно) в соответствующий контролирующий орган по местонахождению земельного участка».

Следовательно, если предприятие перешло на общую систему налогообложения с 1 апреля 2019 года, то апрель 2019 года — это первый месяц, за который нужно представлять отчетность и уплачивать земельный налог.

Более подробно об уплате земельного налога см. в статье «Земельный налог: плательщики, льготы и порядок исчисления», опубликованной в газете № 19/2019.

Учет переходных операций

Сложность переходных операций обусловлена тремя факторами.

Во-первых, большинство хозяйственных операций состоит из двух или даже большего количества событий, которые могут быть растянуты во времени. Поэтому ничего удивительного в том, что субъект хозяйствования начинает хозяйственную операцию в статусе плательщика единого налога, а заканчивает ее уже в статусе плательщика налога на прибыль.

Во-вторых, самым важным элементом любого налога является объект налогообложения. Объект обложения налогом на прибыль и объект обложения единым налогом формируются по разным принципам, и именно это является одним из существенных различий между общей и упрощенной системами налогообложения.

Руководствуясь п. 293.1 НКУ, ставки единого налога для плательщиков группы 3 устанавливаются в процентах к доходу. Следовательно, объектом налогообложения в данном случае является доход. При этом объектом обложения налогом на прибыль согласно пп. 134.1.1 НКУ является прибыль.

В-третьих, с точки зрения бухгалтерского учета, доход и прибыль — родственные понятия, ведь прибыль как элемент финансовой отчетности формируется при непосредственном участии дохода (доходов). Прибыль как объект налогообложения не является самостоятельной величиной, поскольку она определяется путем корректировки финансового результата, сформированного на основании данных бухгалтерского учета, на разницы, предусмотренные НКУ.

Таким образом, принципы бухгалтерского учета, в частности, принцип начисления и соответствия доходов и расходов, согласно которому «доходы и расходы отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности в момент их возникновения, независимо от даты поступления или уплаты денежных средств» (ст. 4 Закона о бухучете), влияют также на объект обложения налогом на прибыль.

И все наоборот — когда речь идет о доходе как объекте обложения единым налогом. Согласно п. 292.6 НКУ, датой получения дохода плательщика единого налога является, в частности, дата поступления средств.

Сочетание всех трех факторов при определенных обстоятельствах создает ситуации, противоречащие принципам налогообложения, а следовательно, нуждаются в дополнительном законодательном урегулировании. Причем данные ситуации касаются прежде всего операций по продаже товаров, работ, услуг.

Продажа товаров, работ, услуг

Как известно объект обложения налогом на прибыль определяется на основе бухгалтерского финрезультата и корректируется на налоговые разницы. Наверняка большинство бывших единщиков на момент перехода на общую систему налогообложения являются «малодоходниками» (годовой бухгалтерский доход не превышает 20 млн грн), поэтому налоговые разницы не применяют.

Напомним

Налоговые разницы плательщики могут применять либо добровольно, либо обязательно — если годовой доход от какой-либо деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухгалтерского учета за последний годовой отчетный (налоговый) период, превышает 20 млн грн.

Налогоплательщик, у которого годовой доход не превышает 20 млн грн, должен принять решение о неприменении корректировок финансового результата до налогообложения. Для того чтобы заявить о таком принятии решения, ему следует в Налоговой декларации по налогу на прибыль предприятия поставить соответствующую отметку (пп. 134.1.1 НКУ). Более подробно об этом — в публикациях «Кто применяет разницы при определении налога на прибыль» (газета № 28/2019) и «Как в декларации по налогу на прибыль правильно поставить отметку о неприменении разниц» (газета № 29/2019).

Ввиду этого налоговые последствия переходных операций для «малодоходников» целиком будут основываться на данных бухгалтерского учета и иметь следующий вид — см. таблицу 1:

Таблица 1

Налоговые последствия переходных операций по продаже товаров, работ, услуг для «малодоходников»

Событие, произошедшее во время пребывания субъекта на едином налоге

Событие, произошедшее после перехода субъекта на общую систему налогообложения

Налоговые последствия

Отгружены товары (выполнены работы, предоставлены услуги)

Получена оплата

Операция не попала под обложение ни единым налогом, ни налогом на прибыль

Получена предоплата за товары, работы, услуги

Отгружены товары (выполнены работы, предоставлены услуги)

Предоплата, как и ранее, попадает под обложение единым налогом. Доходы и расходы, признанные при отгрузке товаров (работ, услуг), повлияли на общий финансовый результат. Если разница между доходом и расходами положительная, она попадает под обложение налогом на прибыль

Как видим, в первом случае операция проходит вообще без налогообложения, а во втором — обычно будет попадать под налогообложение дважды.

Несколько иные дела у плательщиков, применяющих разницы. В первой ситуации им следует применить корректировку согласно пп. 140.5.12 НКУувеличить финансовый результат налогового (отчетного) периода на сумму дохода, полученного как оплата за товары (работы, услуги), отгруженные (предоставленные) во время пребывания на упрощенной системе налогообложения.

А вот корректировки противоположной ситуации, когда налогооблагаемый доход возникает дважды (сначала на едином налоге, а затем — на общей системе), не предусмотрены. Подчеркивают это и налоговики в письме ГФСУ от 16.02.2018 г. № 5957/6/99-99-15-02-02-15.

Логику в данном подходе законодателя нет смысла искать. Мало того, что корректировка проводится односторонне — только для ситуации, когда в бухучете доход не возникает, еще и при корректировке финрезультат почему-то требуют увеличить на всю сумму выручки, а не на разницу между стоимостью отгруженных товаров (работ, услуг) и их себестоимостью.

Стоит сказать еще об одном нюансе. Те, кто отслеживает ситуацию вокруг налогообложения переходных операций, наверняка помнят о существовании корректирующего п. 7 подраздела 4 раздела XX «Переходные положения»  НКУ. Однако предусмотренные им корректировки с 01.01.2015, к сожалению, не работают. Дело в том, что после 1 января 2015 года в НКУ уже нет нормы, аналогичной по содержанию бывшему пп. 135.5.14, позволявшему делать корректировки по п. 7 подраздела 4 р. ХХ НКУ. Это подчеркивают и налоговики в письмах ГФСУ от 06.04.2016 г. № 5743/6/99-99-19-02-01-15, от 22.12.2016 г. № 27705/6/99-99-15-02-02-15, в которых говорится, что разделом III НКУ «Налог на прибыль предприятий» не предусмотрены корректировки финансового результата до налогообложения на разницы, возникающие по операциям, о которых речь идет в п. 7 подраздела 4 раздела XX «Переходные положения» НКУ.

  Абзац 3 данного пункта предусматривает: для плательщиков налога на прибыль, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общую, одновременно с признанием доходов от продажи товаров (выполнения работ, предоставления услуг) на общей системе налогообложения в состав расходов включается себестоимость этих товаров, работ, услуг, сложившаяся в период нахождения такого плательщика на упрощенной системе налогообложения, пропорционально сумме признанных доходов.

Отдельного внимания заслуживают НДС-последствия переходных операций при условии, если на едином налоге предприятие не уплачивало НДС, а после перехода на общую систему налогообложения зарегистрировалось плательщиком НДС. Согласно п. 187.1 НКУ, налоговые обязательства возникают по правилу первого события — на дату, приходящуюся на налоговый период, в течение которого происходило любое из событий: дата зачисления средств или дата отгрузки товаров. Руководствуясь данной нормой, налоговики в разъяснении из категории 101.06 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua) подытоживают:

«...если у плательщика НДС первое событие (отгрузка товаров, оформление документа на поставку услуг или зачисление средств от покупателя) произошло до его регистрации плательщиком НДС, а второе событие произошло после такой регистрации плательщика НДС, то налоговое обязательство по НДС по данной операции не начисляется, при условии, если такой плательщик не выбрал кассовый метод определения налогового обязательства».

Только если плательщик применяет кассовый метод определения налогового обязательства НДС, при получении оплаты после регистрации плательщиком НДС он должен будет начислить налоговые обязательства.

И хотя в вышеупомянутом разъяснении речь идет о налоговых обязательствах, мы убеждены, что аналогичная логика срабатывает и относительно налогового кредита, ведь согласно п. 198.2 НКУ отнесение сумм к налоговому кредиту также осуществляется по правилу первого события: на дату оплаты или получения товаров (услуг). Поэтому если первое событие произошло на едином налоге (пока предприятие не было плательщиком НДС), то начислять налоговый кредит по заключительной операций, несмотря на то что оно произошло уже после регистрации плательщиком НДС, предприятие не вправе. Да и не получится, поскольку налоговую накладную поставщик выпишет по первому событию на неплательщика НДС, а без зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной (заменяющего ее документа) права на налоговый кредит, как известно, нет (п. 198.6 НКУ).

Возврат во время пребывания на общей системе налогообложения товара, проданного на едином налоге

Речь идет о ситуации, когда товар был отгружен покупателю во времена единого налога, а возвращен уже в период нахождения на общей системе налогообложения. В таком случае в бухучете сторнируют начисленные при реализации товара доходы и расходы: Дт 704 Кт 361, Дт 26 Кт 902 (подробнее об учете данных операций — в статье «Возврат товара от покупателя: документальное оформление, расчеты, учет и налогообложение» газеты № 195/2017).

Возникает вопрос: вправе ли предприятие отразить такие корректировки с учетом того, что ранее ни доход, ни себестоимость не были включены в финрезультат до налогообложения?

В целом возврат товара в учете по налогу на прибыль отражают по данным бухучета. Без каких-либо ограничений и корректировок. Однако, рассуждая логически, мы делаем вывод, что налоговики вряд ли положительно отнесутся к включению вычетов из дохода, который ранее не был отражен в финрезультате. Согласитесь, операцию по возврату товара следует рассматривать в одной связке с его продажей. А поскольку доходы и расходы от продажи в учете не отражали, то и корректировать их, по нашему мнению, нет оснований.

Ввиду этого уменьшение доходов и расходов при возврате товара после перехода на общую систему налогообложения, хотя формально и не запрещено НКУ, однако содержит существенные риски признания налоговым органом факта занижения объекта налогообложения.

Приобретение товаров, работ, услуг

Данная операция не несет никаких сюрпризов, поскольку при приобретении товаров, работ, услуг доход на едином налоге не возникает, нет доходов и расходов и в бухучете, следовательно, такая операция не влияет на финрезультат до налогообложения уже на общей системе налогообложения.

Балансовая стоимость и амортизация основных средств и нематериальных активов

При переходе на общую систему налогообложения непременно возникнет вопрос об определении амортизационной стоимости основных средств (далее — ОС) и нематериальных активов (далее — НА). Мы убеждены, что в данном случае (или даже в ситуации двойного изменения системы налогообложения: общая → упрощенная → общая) необходимо исходить исключительно из балансовой стоимости ОС и НА.

В разъяснении из категории 102.05 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua) налоговики отмечают:

«…при переходе налогоплательщика с упрощенной системы налогообложения на общую систему налогообложения балансовая стоимость основных средств (нематериальных активов), приобретенных в период пребывания на упрощенной системе налогообложения, с целью начисления амортизации согласно п. 138.3 ст. 138 НКУ определяется на дату такого перехода по правилам бухгалтерского учета».

При переходе на общую систему налогообложения нужно учесть, не превышен ли лимит дохода за последний отчетный период  в 20 млн грн — от этого зависит, будет ли предприятие применять налоговые амортизационные разницы.

В случае применения разниц:

  • следует проводить корректировки, предусмотренные ст. 138 НКУ;
  • нужно определить, соответствуют ли ОС критериям, установленным пп. 14.1.138 НКУ, в частности относительно стоимостного предела в 6000 грн;
  • для расчета амортизации в налоговом учете стоимость ОС и НА нужно учитывать без учета их переоценки (уценки, дооценки), проведенной в соответствии с положениями П(С)БУ или МСФО (пп. 138.3.1 НКУ). Мы считаем, что данное положение ст. 138 НКУ необходимо применять только с периода перехода на общую систему налогообложения, однако у налоговиков может быть иной взгляд на такой вопрос, поэтому при осуществлении в период пребывания на едином налоге переоценки ОС или НА советуем обратиться за индивидуальной налоговой консультацией, руководствуясь ст. 52 НКУ.

  Речь идет об отчетном налоговом году, т.е. уже по итогам 2019 года (года перехода на общую систему налогообложения) придется отслеживать, не превышено ли 20 млн грн дохода. Если превышено — придется применять налоговые разницы. Более подробно об этом читайте далее.

Если предприятие не применяет налоговые разницы («малодоходник»), его учет полностью будет основываться на данных бухгалтерского учета.

Убытки прошлых лет

К сожалению, учесть бухгалтерские убытки для уменьшения финансового результата до налогообложения не удастся. Как предусмотрено пп. 140.4.2 НКУ, финрезультат до налогообложения уменьшается: на сумму отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет. Однако в нашем случае объекта налогообложения налогом на прибыль прошлых лет не было. Кроме того, в разъяснении из категории 102.11 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua) отмечается:

«...плательщик налога на прибыль, перешедший с упрощенной системы налогообложения, не может уменьшить финансовый результат до налогообложения на сумму отрицательного значения объекта налогообложения, которое учитывалось у него в Декларации до перехода на упрощенную систему налогообложения».

Отчетный период по налогу на прибыль

Для плательщиков налога на прибыль, с 1 января или в течение отчетного года перешедших с упрощенной системы налогообложения на общую, как и для вновь созданных предприятий, устанавливается годовой налоговый (отчетный) период, который для них начинается с даты перехода на общую систему и заканчивается 31 декабря такого года (пп. «а» п. 137.5 НКУ, см. также ИНК ГФСУ от 15.02.2018 г. № 626/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

С учетом этого напрашивается вывод: при переходе на общую систему, например, с 01.04.2019, сумма доходов будет определяться за отчетный период с 01.04.2019 по 31.12.2019, и если она не будет превышать 20 млн грн, плательщик вправе принять решение о неприменении налоговых разниц (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет. В случае превышения разницы нужно будет учесть уже по итогам 2019 года.

В то же время в вышеупомянутом письме налоговики «перестраховались», отметив:

«…учитывая особенности определения объекта налогообложения налогом на прибыль, вместе с такой Декларацией налогоплательщик должен представить финансовую отчетность, в том числе за период пребывания на упрощенной системе налогообложения».

Не вызывает сомнения, что отчитываться по налогу на прибыль следует с даты перехода на общую систему налогообложения, однако НКУ (а именно пп. 134.1.1) говорит о «последнем годовом отчетном (налоговом) периоде», что оставляет простор для размышлений: с какого периода считать доход в пределах 20 млн грн?

Находим еще одну лояльную ИНК ГФСУ от 23.02.2018 г. № 744/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, где указано:

«…если годовой доход от какой-либо деятельности, определенный по показаниям Отчета о совокупном доходе за предыдущий отчетный (налоговый) год (в период пребывания на общей системе налогообложения), не превышал двадцати миллионов гривен, то начиная с 01.01.2017 года для такого плательщика устанавливается годовой налоговый (отчетный) период».

Однако в данном случае мы считаем, что руководствоваться такими разъяснениями достаточно рискованно. Наш вывод, основанный на нормах НКУ, — доход, с целью определения предела в 20 млн грн, следует определять на основе бухгалтерских показателей ЗА ГОД (с 01.01 по 31.12). Хотя, опять же, у предприятия есть возможность воспользоваться правом на получение ИНК (учитывая вышеупомянутые положительные разъяснения, шансы получить ответ в свою пользу достаточно велики).

Советы налогоплательщикам

Как отмечалось в начале статьи, к изменению системы налогообложения следует подготовиться заранее. То есть проанализировать все незавершенные операции, выявить те из них, которые могут быть проблемными, и принять меры, позволяющие избежать проблем.

Безусловно, лучшим мероприятием является завершение операции до перехода на общую систему. Чем меньше незавершенных операций, тем меньше головной боли у бухгалтера. В то же время завершением операции можно считать не только выполнение обязательства перед покупателем, но и, например, возврат полученной предоплаты. Ведь в соответствии с пп. 5 п. 292.11 НКУ:

«В состав дохода... не включаются... суммы средств (аванс, предоплата), которые... возвращаются плательщиком единого налога покупателю товара (работ, услуг), если данный возврат происходит в результате... расторжения договора или по письму-заявлению о возврате средств».

Воспользовавшись данной нормой, плательщик единого налога может уменьшить доход соответствующего налогового периода на сумму возвращенной предоплаты. Конечно же, по договоренности с покупателем предоплата может быть осуществлена снова уже после перехода продавца на общую систему налогообложения. Таким образом, угроза двойного налогообложения будет устранена.

Безусловно, анализировать незавершенные операции необходимо в контексте общего положения предприятия. Особенно если предполагается, что по итогам отчетного года предприятие будет иметь убытки, то угроза двойного налогообложения исчезает сама собой.

Редакция газеты

«Интерактивная бухгалтерия»