(комментарий к приказу Минфина от 31.12.2015 г. № 1307, далее — Приказ № 1307)

Вступит в силу с 01.04.2016 г.

Встречайте новые форму и порядок заполнения налоговой накладной! Приятно, что Минфин немного отложил дату вступления в силу Приказа № 1307, которым они утверждены, и таким образом продлил время бухгалтерам для тщательного ознакомления с новой налоговой накладной и особенностями ее составления.

Итак, согласно п. 4 Приказа № 1307, применять новую налоговую накладную необходимо с первого числа второго месяца, следующего за месяцем его официального опубликования. Несмотря на то что данный приказ опубликован в феврале (см. «Офіційний вісник Украины» № 9 за 12.02.2016 г.), то применять новую форму налоговой накладной плательщики НДС будут с 1 апреля 2016 года

Новый сезон — новый «фасон»

Форма налоговой накладной изменилась кардинально. Таким образом, бухгалтерам придется привыкать к ее новому дизайну.

Заглавная часть

Начнем с верхней левой части налоговой накладной, а именно полей для отметок.

Фрагмент 1

Публикуется на языке оригинала

Зведена податкова накладна

 

Складена на операції, звільнені від оподаткування

 

Не підлягає наданню отримувачу (покупцю) з причини (зазначається відповідний тип причини)

 
   

Как видим, здесь появились 2 новых поля для отметки о том, что плательщик составляет:

  • сводную налоговую накладную. Следовательно, сразу будет видно, сводная или обычная налоговая накладная перед вами. Это поле заполняется в сводных налоговых накладных, составленных на ритмичные поставки, и для начисления технических налоговых обязательств согласно п.п. 198.5 и 199.1 НКУ;
  • налоговую накладную на освобожденные от НДС операции. Как известно, для операций, облагаемых или освобожденных от НДС, составляют отдельные налоговые накладные. Предположим, при одновременной поставке одному получателю (покупателю) как облагаемых товаров/услуг, так и освобожденных от налогообложения, поставщик (продавец) составляет отдельные налоговые накладные (п. 201.5 НКУ). В налоговой накладной, оформленной на освобожденные от НДС товары/услуги, в данном поле ставится отметка «Без ПДВ» (п. 17 Порядка № 1307).

Кроме этого, уточнена формулировка названия поля, в котором указывается тип причины. Ранее она звучала так: «Не видається покупцю (тип причини)». Но поскольку теперь поставщик (продавец) может не предоставлять покупателю даже те налоговые накладные, которые подлежат предоставлению (ведь у покупателя есть возможность их получить непосредственно из ЕРНН), здесь уточнили, что речь идет именно о тех налоговых накладных, которые «Не підлягають наданню…».

А вот поле «Складається оператором інвестору за багатосторонньою угодою про розподіл продукції»  исчезло. В свою очередь, о том, что налоговая накладная составлена оператором инвестору по многостороннему соглашению о распределении продукции, проинформирует код 5 в последней ячейке порядкового номера после знака дроби.

Дата составления, как правило, соответствует дате возникновения налоговых обязательств поставщика (продавца), кроме исключений, предусмотренных НКУ и Порядком № 1307. Таким исключением будет сводная налоговая накладная, которую составляют не позднее последнего дня отчетного периода.

Порядковый номер теперь состоит из 2-х частей:

  • в первой (до знака дроби) проставляют порядковый номер. В п. 6 Порядка № 1307 прописано одно новое предостережение: порядковый номер налоговой накладной не может начинаться с «0»;
  • во второй (после знака дроби) — код вида деятельности, который предусматривает спецрежим налогообложения. Здесь указывают код 2 сельхозпредприятия-спецрежимщики, код 3 — сельхозпредприятия, которые соответствуют критериям со ст. 209 НКУ, но не выбрали спецрежим, или код 5, предусматривающий составление налоговой накладной оператором инвестору по многосторонним соглашениям о распределении продукции.

Из порядкового номера убрали ячейки для цифрового номера филиала (структурного подразделения). Их заполняли в налоговых накладных, оформленных филиалами или другими структурными подразделениями, которым головное предприятие — плательщик НДС делегировал право составлять налоговые накладные. Идентифицировать выписанную филиалом или для филиала налоговую накладную теперь можно будет по заполненным ячейкам для номера филиала в полях для данных покупателя/продавца.

Наименование покупателя и продавца. Теперь поля для наименования (Ф.И.О. для физлица-предпринимателя) покупателя и продавца будут звучать следующим образом:

«Постачальник (продавець)»;

«Отримувач (покупець)».

То есть здесь убрали упоминание об НДСном статусе таких лиц. И это абсолютно справедливо, поскольку в таких полях часто фигурируют неплательщики НДС. Например, получатель нерезидентских услуг с местом поставки на таможенной территории Украины в поле для данных о продавце указывает наименование (Ф.И.О.) нерезидента (неплательщика НДС) и страну, в которой он зарегистрирован. А при экспорте товаров вписывают наименование (Ф.И.О.) неплательщика НДС — нерезидента в поле для данных о покупателе.

Возле индивидуального налогового номера продавца и покупателя предусмотрены поля из 4-х ячеек для самого «молодого» из обязательных реквизитов — номера филиала (пп. «г» п. 201.1 НКУ). Их заполняют при поставке/приобретении товаров/услуг филиалом (структурным подразделением), который фактически от имени головного предприятия — плательщика НДС выступает стороной договора. Конечно, речь идет о филиалах (структурных подразделениях), которым плательщик НДС — головное предприятие делегировало право составления налоговых накладных. В случае если налоговая накладная заполнена самим налогоплательщиком, номер филиала или структурного подразделения не заполняют. При этом нули, прочерки и другие знаки или символы не проставляют.

Из заглавной части новой формы налоговой накладной исключили такие необязательные реквизиты, как:

  • местонахождение (налоговый адрес) продавца и покупателя;
  • вид гражданско-правового договора, его номер и дата;
  • номер телефона продавца и покупателя;
  • форма проведенных расчетов.

И это оказалось предсказуемо, ведь с 29.07.2015 г. сократился перечень обязательных реквизитов налоговой накладной. После этого налоговики советовали плательщикам НДС с вышеуказанной даты при составлении налоговой накладной или расчета корректировки не заполнять в их заглавной части поля реквизитов, которые не определены п. 201.1 НКУ как обязательные (см. письмо ГФСУ от 29.07.2015 г. № 27651/7/99-99-19-03-02-17). Таким образом, в заглавной части новой формы налоговой накладной оставили только обязательные реквизиты.

Табличная часть

Значительных метаморфоз претерпела табличная часть налоговой накладной. Фактически на первое место вынесены итоговые строки, а расшифровки (номенклатура, цена и т.п.) расположены ниже. Это очевидно сделано для удобства, ведь при огромной номенклатуре нужно было листать накладную, чтобы внизу добраться к общей сумме. Сейчас же она — сверху накладной. Следовательно, теперь (если точнее — с 01.04.2016 г.) налоговая накладная содержит 2 раздела:

Раздел Аобобщающие данные по операциям, на которые составлена налоговая накладная. Он состоит из 10-ти итоговых строк, в которых определяют: общую сумму средств, подлежащих уплате с учетом НДС, общие суммы НДС и объемов поставок в разрезе ставок налога и типов операций, а также данные касательно возвратной (залоговой) тары.

Фрагмент 2

Публикуется на языке оригинала

I

Загальна сума коштів, що підлягають сплаті з урахуванням податку на додану вартість

 

II

Загальна сума податку на додану вартість, у тому числі:

 

III

Загальна сума податку на додану вартість за основною ставкою

 

IV

Загальна сума податку на додану вартість за ставкою 7 %

 

V

Усього обсяги постачання за основною ставкою (код ставки 20)

 

VI

Усього обсяги постачання за ставкою 7 % (код ставки 7)

 

VII

Усього обсяги постачання при експорті товарів за ставкою 0 % (код ставки 901)

 

VIII

Усього обсяги постачання на митній території України за ставкою 0 % (код ставки 902)

 

IX

Усього обсяги операцій, звільнених від оподаткування (код ставки 903)

 

X

Дані щодо зворотної (заставної) тари

 

Ранее эти данные содержались в итоговой строке р. І и в р.р. II–IV налоговой накладной.

Раздел Б — данные в разрезе номенклатуры поставки товаров/услуг.

Фрагмент 3

Публикуется на языке оригинала

№ з/п

Номенклатура товарів/послуг продавця

Код товару згідно з УКТ ЗЕД

Одиниця виміру товару/послуги

Кількість (об'єм, обсяг)

Ціна постачання одиниці товару/ послуги без урахування податку на додану вартість

Код ставки

Код пільги 3

Обсяги постачання (база оподаткування) без урахування податку на додану вартість

умовне позначення (українське)

код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Раздел Б до боли напоминает часть таблицы старой формы. Однако в новой форме (таблице раздела Б) уже не указывают дату возникновения налоговых обязательств (графа 2 старой формы), которая практически всегда совпадает с датой составления налоговой накладной.

Авторы нового Порядка № 1307 дополнительно прописали правило для заполнения граф 4 и 5, в случае если поставляемый товар/услуга  имеет единицу учета, которая отсутствует в Классификаторе системы обозначений единиц измерения и учета. В данной ситуации в графе 4 плательщик указывает условное обозначение единицы измерения такого товара/услуги, которое используется для учета и отражается в первичных документах. Вместе с тем графа 5 не заполняется (пп. 3 п. 16 Порядка № 1307).

Также появились 2 новые графы — 8 «Код ставки» и 9 «Код пільги» — для того чтобы было понятно, какую ставку или освобождение от НДС применять к объему поставок (базы налогообложения) без НДС из графы 10.

Таблица 1

Коды ставок НДС для заполнения графы 8 налоговой накладной

Код ставки

Применяют при осуществлении операций по:

20

поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению по ставке 20%

7

поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению по ставке 7%

901

вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины, подлежащих налогообложению по нулевой ставке

902

поставке на таможенной территории Украины товаров/услуг, подлежащих налогообложению по нулевой ставке

903

поставке товаров/услуг, освобожденных от налогообложения

Заметим: товары/услуги, облагаемые по разным ставкам НДС (20%, 0% и/или 7%), как и ранее, могут отражаться в одной налоговой накладной (п. 17 Порядка № 1307). Такие операции фиксируются в отдельных строках раздела Б налоговой накладной с указанием соответствующих кодов ставок.

Графу 9 заполняют при осуществлении операций по поставке товаров/услуг, освобожденных от НДС. Здесь указывается код соответствующей льготы по НДС согласно Справочникам налоговых льгот, которые утверждены ГФС по состоянию на дату составления налоговой накладной. Речь идет о Справочнике налоговых льгот, которые являются потерями доходов бюджета, и Справочнике прочих налоговых льгот.

При осуществлении льготных операций, которые не внесены в указанные справочники (в связи с введением новой льготы) по состоянию на дату составления налоговой накладной, в графе 9 проставляется условный код «99999999», а в отведенном поле (сноска 3) указывают соответствующие пункты (подпункты), статьи, подразделы, разделы НКУ и/или международного договора (соглашения), которыми предусматривается освобождение от НДС. Вот и получается, что если в графе 9 налоговой накладной указан код льготы со Справочников налоговых льгот, то не нужно заполнять поле в сноске 3. И это, безусловно, логично — код льготы уже проинформирует налоговиков о том, какой именно льготой пользуется плательщик. Однако данные предписания Порядка № 1307 не стыкуются с п. 201.3 НКУ, согласно которому «при освобождении от налогообложения в случаях, предусмотренных статьей 197 данного раздела, в налоговой накладной делается запись «Без ПДВ» со ссылкой на соответствующий пункт и/или подпункт статьи 197 настоящего Кодекса». И весьма вероятно, налоговики закроют на это глаза.

Общее правило

В клетках налоговой накладной, которые не подлежат заполнению, нули, прочерки и другие знаки либо символы не проставляются.

Заключительная часть

Как и ранее, налоговые накладные скрепляют электронными цифровыми подписями должностных лиц плательщика и электронной цифровой подписью (при наличии), которая является аналогом оттиска печати поставщика (продавца). В новой форме лишь уточняется, что в налоговой накладной может быть подпись должностного (уполномоченного) лица или физического лица (законного представителя). Кроме инициалов и фамилии лица, составившего налоговую накладную, теперь указывают его регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые имеют отметку в паспорте о праве осуществлять какие-либо платежи по серии и номеру паспорта).

Новая форма — новые правила заполнения

Правила заполнения налоговой накладной подкорректировали под измененные в 2015 году нормы НКУ и новую форму налоговой накладной.

В перечне типов причины место тех, которые утратили свою актуальность, заняли 2 новых типа (п. 8 Порядка № 1307).

Тип 01«Складена на суму збільшення компенсації вартості поставлених товарів/послуг (для податкових накладних, особливості заповнення яких викладені в пункті 13 цього Порядку)».

Этот тип причины понадобится поставщику (продавцу), в случае если после поставки товаров/услуг покупателю — плательщику НДС происходит увеличение суммы компенсации их стоимости, при этом на дату такого увеличения покупателю аннулирована регистрация плательщика НДС. В данной ситуации поставщик составляет налоговую накладную на сумму такого увеличения с типом причины 01. Рекомендации касательно необходимости в этой ситуации составлять новую налоговую накладную налоговики озвучивали и ранее в подкатегории 101.19 системы «ЗІР». Вот только специального типа причины для подобных случаев не было. В строке «Отримувач (покупець)» этой налоговой накладной указывают «Неплатник», в строке «Індивідуальний податковий номер» получателя (покупателя) проставляется условный ИНН «100000000000». При этом не уточняется, как заполнять раздел Б такой налоговой накладной.

Тип 12«Складена на постачання неплатнику, в якій зазначається назва покупця (для податкових накладних, особливості заповнення яких викладені в пункті 10 цього Порядку)».

С этим типом причины оформляют налоговые накладные при поставке:

  • для собственных нужд дипломатических миссий в Украине, а также для использования лицами из числа дипломатического персонала этих дипломатических миссий и членами их семей, проживающих совместно с такими лицами, товаров с оплатой в безналичной форме и услуг, операции по поставке которых согласно п. 197.2 НКУ освобождены от НДС;
  • лицу — неплательщику НДС товаров/услуг, обложение НДС операций по поставке которых согласно ст. 211 НКУ осуществляется в льготном режиме и которые приобретаются за счет международной технической помощи по проекту (программе) в рамках проведения операций, связанных с выполнением работ по подготовке к снятию и непосредственно снятию энергоблоков Чернобыльской АЭС с эксплуатации и преобразованию объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему;
  • лицу — неплательщику НДС товаров/услуг, операции по поставке которых освобождены от НДС согласно п. 26 подраздела 2 р. XX НКУ и которые оплачиваются за счет грантов (субгрантов), предоставленных в соответствии с программами Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией в Украине.

Кстати, такие налоговые накладные составляют в электронной форме и выдаются по выбору получателя (покупателя) одним из следующих способов:

  • или отправляются в электронном виде,
  • или предоставляются в бумажном виде путем их печати.

Ведь для таких покупателей налоговые накладные необходимы для возмещения сумм НДС, уплаченных в стоимости вышеуказанных товаров/услуг.

Коснулись изменения и использования в налоговых накладных (типы причины 01–17) условных индивидуальных налоговых номеров. В таблице 2 покажем, как следует заполнять поле «Отримувач (покупець)» в налоговых накладных с разными типами причины начиная с 01.04.2016 г.

Таблица 2

Заполнение поля «Отримувач (покупець)» налоговых накладных, не подлежащих предоставлению покупателю (с типом причины)

Налоговая накладная составлена:

Тип причины из п. 8 Порядка № 1307

Заполнение поля «Отримувач (покупець)»

Основание

индивидуальный налоговый номер

наименование или Ф.И.О. — для физлица-предпринимателя

на сумму увеличения компенсации стоимости поставленных товаров/услуг, если на дату такого увеличения покупатель уже не имеет статуса плательщика НДС

01

100000000000

«Неплатник»

п. 13 Порядка № 1307

на поставку неплательщику налога

02

абз. 1 п. 12 Порядка № 1307

на поставки товаров/услуг в счет оплаты труда работникам

03

400000000000

собственные данные плательщика, который составляет налоговую накладную

п. 12 Порядка № 1307

на поставку в пределах баланса для непроизводственного использования

04

400000000000 или 600000000000*

п.п. 11 и 12 Порядка № 1307

в связи с ликвидацией основных средств по самостоятельному решению плательщика

05

400000000000

п. 12 Порядка № 1307

в связи с переводом производственных основных средств в состав непроизводственных

06

400000000000

п. 12 Порядка № 1307

на операции по вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины

07

300000000000

наименование (Ф.И.О.) нерезидента и через запятую — страну, в которой зарегистрирован покупатель (нерезидент)

абз. 2 п. 12 Порядка № 1307

на поставку для операций, не являющихся объектом обложения НДС

08

400000000000

или 600000000000*

собственные данные плательщика, который составляет такие налоговые накладные

п.п. 11 и 12 Порядка № 1307

на поставку для освобожденных от НДС операций

09

для начисления налоговых обязательств в случае аннулирования НДС-регистрации

10

400000000000

п. 12 Порядка № 1307

по ежедневным итогам операций

11

100000000000

«Неплатник»

 

абз. 1 п. 12 Порядка № 1307

на поставку неплательщику, в которой согласно предписаниям п. 10 Порядка № 1307 следует указывать название покупателя

12

200000000000

наименование юрлица (дипломатической миссии) или Ф.И.О. физлица (лица из числа дипломатического персонала и членов их семей)

п. 10 Порядка № 1307

в связи с использованием не в хоздеятельности

13

400000000000

или

600000000000*

собственные данные плательщика, который составляет эти налоговые накладные

п.п. 11 и 12 Порядка № 1307

на услуги от нерезидента

14

плательщик НДС — получатель нерезидентских услуг указывает собственные данные**

абз. 3 п. 12 Порядка № 1307

на превышение цены приобретения товаров/услуг над фактической ценой их поставки

15

поставщик (продавец) тут указывает собственные данные

п. 15 Порядка № 1307

на превышение балансовой (остаточной) стоимости необоротных активов над фактической ценой их поставки

16

на сумму превышения обычной цены самостоятельно изготовленных товаров/услуг над фактической ценой их поставки

17

* Условный ИНН «600000000000» указывают при составлении сводной налоговой накладной, если же в таких случаях составляют обычную налоговую накладную, то указывают условный ИНН «400000000000».

** При этом в строке «Індивідуальний податковий номер» поставщика (продавца) такой накладной проставляют условный ИНН «500000000000», а в строке «Постачальник (продавець)» указывают наименование (Ф.И.О.) нерезидента и через запятую — страну, в которой зарегистрирован продавец (нерезидент).

Подробнее остановимся на сводных налоговых накладных, правила заполнения которых отсутствовали в Порядке заполнения налоговой накладной, утвержденном приказом Минфина от 22.09.2014 г. № 957.

Сводная налоговая накладная для технических налоговых обязательств

Напомним: с 01.07.2015 г. весь входной НДС из зарегистрированных в ЕРНН налоговых накладных попадает в налоговый кредит независимо от направления использования плательщиком приобретенных товаров/услуг и необоротных активов. В то же время на покупки, которые полностью или частично используются в налогооблагаемых операциях и/или в нехоздеятельности, плательщик начисляет технические налоговые обязательства, которые компенсируют весь или часть налогового кредита, показанного при приобретении данных товаров/услуг и необоротных активов (п.п. 198.5 и 199.1 НКУ). Эти технические налоговые обязательства оформляют сводной налоговой накладной. Начиная с июля 2015 года плательщикам при заполнении таких налоговых накладных приходилось руководствоваться лишь разъяснениями налоговиков (см., например, письмо ГФСУ от 07.08.2015 г. № 29163/7/99-99-19-03-02-17). Теперь правила заполнения сводных налоговых накладных прописаны в Порядке № 1307.

Следовательно, такие сводные налоговые накладные составляют не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода (п.п. 198.5 и 199.1 НКУ).

Плательщик НДС составляет отдельные сводные налоговые накладные по товарам/услугам, необоротным активам, которые предназначены для их использования/начинают использоваться:

1) в операциях, не являющихся объектом налогообложения;

2) в операциях, освобожденных от налогообложения;

3) в операциях, осуществляемых налогоплательщиком в пределах баланса плательщика, в т.ч. передача для непроизводственного использования, перевод производственных необоротных активов в состав непроизводственных необоротных активов;

4) в операциях, не являющихся хоздеятельностью плательщика.

В верхней левой части налоговой накладной ставят пометки «X» в полях «Зведена податкова накладна», «Не підлягає наданню отримувачу (покупцю) з причини» и указывают соответствующий тип причины:

  • 04 — составлена на поставку в пределах баланса для непроизводственного использования;
  • 08 — составлена на поставку для операций, не являющихся объектом обложения НДС;
  • 09 — составлена на поставку для операций, освобожденных от обложения НДС;
  • 13 — составлена в связи с использованием производственных или непроизводственных средств, прочих товаров/услуг не в хозяйственной деятельности.

В таких сводных налоговых накладных:

  • в поле «Отримувач (покупець)» налогоплательщик указывает свое наименование (Ф.И.О.);
  • в строке «Індивідуальний податковий номер» получателя (покупателя) проставляют условный ИНН «600000000000»;
  • строки VII–IX таблицы А не заполняют;
  • в графе 2 «Номенклатура товарів/послуг продавця» указывают даты составления и порядковые номера налоговых накладных, составленных поставщиками на товары/услуги, необоротные активы, по которым плательщик определяет технические налоговые обязательства согласно п.п. 198.5 и 199.1 НКУ;
  • в графе 4 указывают «грн»;
  • графы 3, 5–9 не заполняют;
  • в графе 10 указывают стоимость (ее часть) товара/услуги, необоротного актива, на которую начисляют технические налоговые обязательства по ставкам 20% и/или 7%.

Сводная налоговая накладная на ритмичные поставки

Такую сводную налоговую накладную составляют при осуществлении поставки товаров/услуг, поставка которых носит непрерывный или ритмичный характер. При этом под ритмичным характером поставки подразумевают поставку товаров/услуг одному покупателю дважды и больше раз в месяц.

Поставщик (продавец) может составлять следующие сводные налоговые накладные:

  • покупателям — плательщикам НДС — не позднее последнего дня месяца, в котором осуществлены эти поставки, на каждого налогоплательщика, с которым поставки носят непрерывный или ритмичный характер, с учетом всего объема поставки товаров/услуг соответствующему плательщику в течение такого месяца;
  • покупателям — плательщикам НДС — не позднее последнего дня месяца, в котором осуществлены эти поставки, с учетом всего объема поставки товаров/услуг таким покупателям, с которыми поставки носят непрерывный или ритмичный характер, в течение такого месяца.

Как отмечалось ранее, в случае составления сводной налоговой накладной в графе «Зведена податкова накладна» проставляют отметку «X».

В графе 2 такой налоговой накладной указывают всю номенклатуру поставленных в течение месяца товаров/услуг (п. 19 Порядка № 1307).

При этом следует помнить: сводные налоговые накладные не составляют на сумму денежных средств, поступивших на текущий счет как предоплата (аванс). В случае если по состоянию на дату составления указанных налоговых накладных сумма средств, поступившая на расчетный счет продавца в качестве оплаты (предоплаты) за товары/услуги, превышает стоимость поставленных товаров/услуг в течение месяца, это превышение считается предварительной оплатой (авансом), на сумму которой составляют налоговую накладную в общем порядке не позднее последнего дня такого месяца (п. 201.4 НКУ и п. 19 Порядка № 1307).

К сводной налоговой накладной, которая предоставляется получателю (покупателю) товаров/услуг, теперь не нужно прилагать реестр товарно-транспортных накладных или других соответствующих сопроводительных документов, согласно которым осуществлена поставка товаров/услуг.

Приложения к налоговой накладной

Приложение 1

Его предназначение не изменилось. Как и ранее, оно составляется при  отгрузке (предоставлении) части товара (услуги), если доля товара (услуги) не имеет обособленной стоимости. Например, отгружены две из четырех частей линии автоматической фасовки, для которой установлена одна цена без распределения стоимости между ее частями. В приложении 1 указывают информацию о той части товара (услуги), которая уже поставлена, и той, которую поставщик еще должен отгрузить (предоставить). Оно носит справочный характер, ведь несмотря на то что поставщик отгружает лишь часть товара (услуги), которая не имеет отдельной стоимости, налоговые обязательства начисляются, и, соответственно, налоговая накладная составляется на всю стоимость данного товара (услуги).

А вот форму приложения 1 немного подкорректировали. В его «шапке» теперь указывают только дату составления и порядковый номер налоговой накладной, к которой оно составлено. Здесь убрали поле для заполнения даты оформления самого приложения. Собственно, во время первой отгрузки части товара, которая не имеет обособленной стоимости, дата составления приложения 1 и налоговой накладной совпадают. Впрочем, при отгрузке (предоставлении) следующих частей товара (услуги) в этом поле приложения 1 фигурировала уже дата такой отгрузки (предоставления). Однако авторы изменений решили, что данная информация будет лишней.

Кроме этого, в приложении 1 больше не будут указывать номер договора, наименование/Ф.И.О. — для физлица — предпринимателя продавца (графа 2 старой формы) и инициалы и фамилию лица, составившего приложение.

Расчет корректировки (приложение 2 к налоговой накладной)

Его форму привели в соответствие с новой формой налоговой накладной. Рассмотрим подробнее.

В верхней левой части приложения 2 в полях для проставления соответствующих отметок теперь для информации о том, кто должен регистрировать расчет корректировки в ЕРНН, отведены 2 поля:

«Підлягає реєстрації в ЄРПН постачальником (продавцем)»;

«Підлягає реєстрації в ЄРПН отримувачем (покупцем)».

Раньше отметку делали только тогда, когда расчет корректировки регистрировал в ЕРНН покупатель, а отсутствие такой отметки говорило о том, что это делает поставщик (продавец).

Наподобие как и в налоговой накладной, здесь появилось еще 2 новых поля для отметок о составлении расчета корректировки:

«До зведеної податкової накладної»;

«До податкової накладної, складеної на операції, звільнені від оподаткування».

В заглавной части, как и ранее, указываются данные налоговой накладной, к которой составляется расчет корректировки (порядковый номер и дата составления). Кстати, порядковый номер в старом формате содержит ячейки для номера филиала, ведь расчеты корректировки с 01.04.2016 г. будут составлять и к налоговым накладным, составленным до этой даты, в которых порядковый номер может содержать номер филиала. Разумеется, в расчетах корректировки к новым налоговым накладным эти ячейки не будут  заполнять.

Далее поля для данных поставщика (продавца) и получателя (покупателя) выглядят и заполняются аналогично, как и в налоговых накладных.

Обновлена и табличная часть этого приложения. Как и в налоговой накладной, она теперь состоит из 2-х таблиц (разделов).

Отметим: номера строк в разделе А налоговой накладной и расчета корректировки не совпадают. Так как в расчете корректировки приведены только корректирующие обобщенные показатели суммы НДС и объемов поставок.

Фрагмент 4

Публикуется на языке оригинала

I

Сума коригування податкового зобов'язання та податкового кредиту (-) (+), у тому числі:

 

II

сума коригування податкового зобов'язання та податкового кредиту за основною ставкою (-) (+)

 

III

сума коригування податкового зобов'язання та податкового кредиту за ставкою 7 % (-) (+)

 

IV

Усього підлягають коригуванню обсяги постачання без урахування податку на додану вартість, що оподатковуються за основною ставкою (-) (+) (код ставки 20)

 

V

Усього підлягають коригуванню обсяги постачання без урахування податку на додану вартість, що оподатковуються за ставкою 7 % (-) (+) (код ставки 7)

 

VI

Усього підлягають коригуванню обсяги постачання без урахування податку на додану вартість, що оподатковуються за ставкою 0 % (-) (+) (код ставки 901)

 

VII

Усього підлягають коригуванню обсяги постачання без урахування податку на додану вартість, що оподатковуються за ставкою 0 % (-) (+) (код ставки 902)

 

VIII

Усього підлягають коригуванню обсяги операцій, звільнених від оподаткування (-) (+) (код ставки 903)

 

Кстати, почему-то верхняя таблица расчета корректировки осталась без названия (в налоговой накладной это раздел А). При этом в приложении есть раздел Б. Очевидно, это техническая ошибка.

Раздел Б

Он похож на табличную часть старой формы расчета корректировки. Новыми, по праву, можно назвать только 3 графы:

графа 1 «№ з/п рядка податкової накладної, що коригується»;

графа 11 «Код ставки»;

графа 12 «Код пільги».

Две последние графы заполняются аналогично, как и соответствующие графы в налоговой накладной. А в графе 1 расчета корректировки придется уточнять, показатель из какой именно строки (номер из графы 1 налоговой накладной) плательщик корректирует. Возникает только вопрос: заполнять ли данную графу, если, например, расчетом корректировки плательщик добавляет позицию в номенклатуре поставок, которой не было в налоговой накладной?

К сожалению, правила заполнения расчета корректировки остались очень лаконичными и в Порядке № 1307. Единственное, что дополнительно прописали авторы нового Порядка, — это то, что при составлении расчета корректировки с целью исправления ошибок, допущенных при составлении налоговой накладной, не связанных с изменением суммы компенсации стоимости товаров/услуг, в расчете корректировки указываются исправленные данные. Краткость формулировки данного правила вызывает больше вопросов, чем ответов.

Если ошибку, например, допустили в номенклатуре (указали наименование не того товара), то как оформить расчет корректировки? Достаточно ли только заполнить заглавную часть и графы 1–3 раздела Б? Следует ли приводить и другие данные строки налоговой накладной, содержащей такую ошибку? А если ошибка в наименовании покупателя, то нужно ли заполнять табличную часть расчета корректировки, составленного для ее исправления?

В общем, скорее всего, ответы на эти и другие вопросы опять-таки придется искать в разъяснениях налоговиков.

Ведь много моментов, связанных с порядком составления и заполнения данного приложения, так и остаются освещенными только в разъяснениях налоговиков (в письмах и ответах, размещенных в системе «ЗІР»). Например, порядок исправления ошибок, допущенных в ИНН покупателя в налоговой накладной.

Кроме этого, в Порядке № 1307 в угоду изменениям в НКУ дополнили исключением переходное правило о том, какие расчеты корректировки регистрирует в ЕРНН поставщик (продавец), а какие — получатель (покупатель). Вспомним данное правило: поставщик регистрирует в ЕРНН расчеты корректировки к:

  • налоговым накладным, которые не выдаются получателю (покупателю) — налогоплательщику (при наличии законодательных оснований для составления таких расчетов корректировки);
  • всем налоговым накладным, которые были составлены до 01.02.2015 г.

Исключение: расчеты корректировки, предусматривающие уменьшение суммы компенсации стоимости товаров/услуг, составленных после 01.07.2015 г. к налоговым накладным, составленным до 01.07.2015 г. (в частности, составленным до 01.02.2015 г.) на поставку налогоплательщику. Последние подлежат регистрации в ЕРНН получателем (покупателем) товаров/услуг. То есть, оформляя расчеты корректировки с 01.07.2015 г. к старым налоговым накладным (составленным до 01.07.2015 г.), следует пользоваться общим правилом распределения между поставщиком и покупателем функции регистрации расчетов корректировки в ЕРНН из п. 22 Порядка № 1307.

Ольга КЛЕБАН,

ведущий бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»