(комментарий к приказу Миндоходов Украины «Об утверждении Инструкции о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 09.09.2013 г. № 455)

Вступил в силу 01.10.2013 г.

Комментируемым приказом утверждена «новая» Инструкция о порядке начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — Инструкция по ЕСВ). Но, как и следовало ожидать, на самом деле новой ее назвать сложно. Ведь она практически полностью копирует текст Инструкции, утвержденной постановлением правления ПФУ от 27.09.2010 г. № 21-5 (далее — Инструкция № 21-5). Основное ее отличие от предшественницы — это изменение органа администрирования ЕСВ с Пенсионного фонда на орган доходов и сборов (Миндоходов). Впрочем, есть еще несколько новаций, о которых мы сейчас и поговорим.

1. В перечень плательщиков ЕСВ — работодателей добавлены инвесторы (операторы) по соглашению о разделе продукции (в т.ч. постоянные представительства инвесторов-нерезидентов), которые используют труд физических лиц, нанятых на работу в Украине на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, либо по гражданско-правовым договорам (кроме гражданско-правового договора, заключенного с физлицом-предпринимателем в Украине, если выполняемые работы (предоставляемые услуги) соответствуют видам деятельности, указанным в извлечении из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей) (абз. 7 пп. 1 п. 2.1 Инструкции по ЕСВ). Это связано с изменениями, внесенными в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далее — Закон о ЕСВ). Конечно, перечень плательщиков ЕСВ дополнен и работниками, работающими у таких работодателей (абз. 2 пп. 5 п. 2.1 Инструкции по ЕСВ).

2. Из перечня плательщиков исключили членов семей, принимающих участие в осуществлении предпринимательской деятельности физлиц-предпринимателей, в т.ч. избравших упрощенную систему налогообложения. Напомним, что предоставление за таких лиц Отчета о суммах начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — Отчет по ЕСВ) отменили еще 09.08.2013 г. с вступлением в силу постановления ПФУ от 22.07.2013 г. № 12-1. Вместе с тем в самом Законе о ЕСВ данную норму пока не убрали (см. пп. 4 п. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ). Однако на самом деле она была формальной, поэтому существенными изменениями это трудно назвать.

3. В Инструкции по ЕСВ закреплено: уплата единого взноса за лиц, находящихся в отпуске по беременности и родам и получающих пособие по беременности и родам, осуществляется со всей суммы начисленного пособия в месяце, в котором были осуществлены начисления (абз. 7 пп. 1 п. 4.3 Инструкции по ЕСВ). Это, конечно, не нововведение, но хорошо, что такое положение закрепили нормативно, тем более что оно полностью соответствует Порядку заполнения Отчета по ЕСВ.

4. Некоторые изменения коснулись порядка действий страхователя при изменении класса профессионального риска производства. Теперь страхователь не должен ожидать уведомления об установлении нового размера ЕСВ (которое ранее присылал ПФУ), а самостоятельно на основании уведомления об изменении класса профессионального риска производства, полученного от Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины (далее — ФСС по ВПТ), должен осуществить перерасчет единого взноса за период с даты установления нового класса профессионального риска (п.п. 4.8–4.11 Инструкции по ЕСВ).

Таким образом, Миндоходов самоустранился от участия в процедуре изменения размера ЕСВ в случае изменения класса профессионального риска. Зато оставил за собой право осуществления конт­роля за правильностью отражения доначисленных (уменьшенных) сумм ЕСВ.

5. Как и прежде, плательщик обязан уплатить в течение 10 календарных дней со дня получения требования об уплате недоимки указанные в нем суммы недоимки, штрафов и пени. Однако данная норма дополнена новым порядком дальнейших действий, согласно которому, если согласие с органом Миндоходов не достигнуто, плательщик ЕСВ обязан уплатить суммы недоимки и штрафов вместе с начисленной пеней в течение 10-ти календарных дней со дня получения решения соответствующего органа Миндоходов или обжаловать требование в органах Миндоходов высшего уровня или в судебном порядке. В противном случае Миндоходов отправляет в подразделение государственной исполнительной службы требование об уплате недоимки.

Если плательщик ЕСВ является бюджетным учреждением и получателем бюджетных средств, а также предприятием, учреждением и организацией, счета которых открыты в органах Государственной казначейской службы Украины, требование об уплате недоимки отправляют в порядке, установленном ч. 2 ст. 3 Закона Украины «Об исполнительном производстве» от 21.04.1999 г. № 606-XIV, в Государственную казначейскую службу Украины (п. 6.5 Инструкции по ЕСВ).

6. Как и прежде, за счет сумм, поступающих от плательщика ЕСВ или от государственной исполнительной службы, погашаются и зачисляются суммы недоимки, штрафных санкций и пени в порядке календарной очередности их возникновения. Однако теперь Миндоходов не составляет уведомление о суммах распределения уплаченных средств и не направляет (вручает) его плательщику в течение пяти рабочих дней после окончания базового отчетного периода, как раньше это делал ПФУ. Соответственно, форма уведомления (приложение 8 к Инструкции № 21-5) отменена.

7. Из Инструкции по ЕСВ убрали норму, согласно которой за непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности накладывается штраф в размере 10 НМДГ (170 грн). Это произошло в соответствии с изменениями, внесенными Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с проведением административной реформы» от 04.07.2013 г. № 406-VII (вступил в силу 11.08.2013 г.) в Закон о ЕСВ. Следовательно, отменена и форма Решения о применении штрафных санкций за непредоставление, несвоевременное предоставление, предоставление не по установленной форме отчетности (приложение 12 к Инструкции № 21-5).

Как видим, Инструкция по ЕСВ хотя и содержит определенные новшества, но подавляющее большинство из них принято в результате предыдущих изменений в законодательстве. А значит, ничего кардинально нового от вступления ее в силу страхователям ждать не стоит.

Елена ТКАЧЕНКО,

ведущий бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»