(комментарий к пп. 4 п. 2 р. ІІ Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году» от 24.12.2015 г. № 909-VIII, далее ― Закон № 909)

Работодатели получили очередной сюрприз от депутатов ― установлена ​​единая для всех страхователей ставка начисления ЕСВ, а  с застрахованных лиц ЕСВ больше удерживать не будут. Новости-то положительные, но, к сожалению, ни депутатов, ни Правительство не волнует, что будут делать работодатели, учитывая, что Закон № 909 подписан и обнародован 31 декабря 2015 года, а с 1 января 2016 года уже действуют обновленные законодательные нормы. При этом изменения в подзаконные акты будут внесены неизвестно когда, а их будет немало. Ведь все нормативно-правовые акты, принятые на реализацию положений Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI (далееЗакон о ЕСВ), после внесения в него изменений не соответствуют требованиям настоящего Закона. Да и на какие счета перечислять ЕСВ в 2016 году?

Итак, давайте подробно рассмотрим все новшества, внесенные в Закон о ЕСВ.

Плательщики единого взноса

Из числа плательщиков единого взноса исключили всех лиц, перечисленных в пп.пп. 2–3 и 6–14 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ (редакции, действующей до 01.01.2016 г.). Это связано с тем, что ЕСВ с зарплаты (дохода) плательщиков ЕСВ с 1 января 2016 года не удерживается.

Зато лица, которые принимают добровольное участие в системе общеобязательного социального страхования, теперь являются плательщиками единого взноса. Все плательщики ЕСВ перечислены в обновленной ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ.

Класс профессионального риска больше не устанавливают

Ранее ставку ЕСВ определяли в зависимости от класса профессионального риска производства. Теперь же из ч. 4 ст. 21 Основ законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании от 14.01.1998 г. № 16/98-ВР исключена норма об определении размера страхового взноса в зависимости от класса профессионального риска производства. А из Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.1999 г. № 1105-XIV исключена ст. 52, которая устанавливала порядок определения класса профессионального риска. Поэтому принятые во исполнение данной нормы нормативно-правовые акты тоже уже неактуальны. Внесение ряда изменений относительно исключения информации о классе профессионального риска предусмотрено и в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц ― предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 г. № 755-IV (далееЗакон № 755). Но депутаты очень спешили и внесли изменения в уже недействующую редакцию данного Закона.

Теперь информация о классе профессионального риска производства не включается и в Реестр страхователей (ч.ч. 2–3 ст. 19 Закона о ЕСВ).

Ставки единого взноса с 1 января 2016 года

Единый взнос для плательщиков, указанных в ст. 4 Закона о ЕСВ, устанавливается в размере 22% к определенной ст. 7 данного Закона базе начисления ЕСВ. Удержание ЕСВ с доходов застрахованных лиц больше не осуществляется.

В связи с существенным снижением ставки ЕСВ (до 22%) с п. 95 р. VIII Закона о ЕСВ исключена норма абз. 19, предусматривающая применение понижающего коэффициента 0,6 при начислении ЕСВ на зарплату (доходы) физических лиц, а также на вознаграждение по гражданско-правовым договорам, то есть понижающий коэффициент в 2016 году не применяется.

Неизменными остаются ставки начисления ЕСВ, определенные ч.ч. 13–14 ст. 8 Закона о ЕСВ (редакции, действующей до 31.12.2015 г.) для:

  • предприятий, учреждений и организаций, в которых работают инвалиды, которая устанавливается в размере 8,41% базы начисления ЕСВ для работающих инвалидов;
  • предприятий и организаций всеукраинских общественных организаций инвалидов, в частности, обществ УТОГ и УТОС, в которых количество инвалидов составляет не менее 50% общей численности работающих, и при условии, если фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25% суммы расходов на оплату труда, которая устанавливается в размере 5,3% базы начисления ЕСВ;
  • предприятий и организаций общественных организаций инвалидов, в которых количество инвалидов составляет не менее 50% общей численности работающих и при условии, если фонд оплаты труда таких инвалидов составляет не менее 25% суммы расходов на оплату труда, которая устанавливается в размере 5,5% базы начисления ЕСВ для работающих инвалидов.

База начисления ЕСВ: как определять

Согласно обновленной ст. 7 Закона о ЕСВ, единый взнос начисляется для плательщиков, указанных в:

  • п. 1 (кроме абз. 7) ч. 1 ст. 4 настоящего Закона, ― на сумму начисленной каждому застрахованному лицу зарплаты по видам выплат, которые включают заработную плату, прочие поощрительные и компенсационные выплаты, в т.ч. в натуральной форме, и сумму вознаграждения физлицам за выполнение работ (предоставление услуг) по гражданско-правовым договорам;
  • в абз. 7 п. 1 ч. 1 ст. 4 настоящего Закона, ― на сумму денежного обеспечения каждого застрахованного лица, оплаты первых пяти дней временной нетрудоспособности, осуществляемой за счет средств работодателя, и пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам; помощи либо компенсации в соответствии с законодательством.

Начисление и уплата единого взноса за плательщиков, указанных в абз. 7 п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ, осуществляется за счет средств государственного бюджета в порядке, установленном КМУ, но не меньше минимального страхового взноса за каждое лицо: с 01.01.2016 г. ― 303,16 грн (1378 грн х 22%).

Напомним: в вышеупомянутом абзаце говорится о таких категориях лиц, как:

  • военнослужащие (кроме военнослужащих срочной военной службы), лица рядового и начальствующего состава;
  • родители ― воспитатели детских домов семейного типа, приемные родители, если они получают денежное обеспечение в соответствии с законодательством;
  • лица, которые получают пособие по временной нетрудоспособности, находятся в отпуске в связи с беременностью и родами и получают помощь в связи с беременностью и родами;
  • лица, проходящие срочную военную службу в ВСУ, других созданных в соответствии с законом воинских формированиях, СБУ, органах МВД и службу в органах и подразделениях гражданской защиты;
  • лица, которые ухаживают за ребенком до достижения им 3-летнего возраста и, в соответствии с законом, получают пособия по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста и/или при рождении ребенка;
  • один из неработающих трудоспособных родителей, усыновителей, опекун, попечитель, которые фактически осуществляют уход за ребенком-инвалидом, а также неработающие трудоспособные лица, осуществляющие уход за инвалидом группы I или за престарелым, который по заключению медицинского заведения нуждается в постоянном постороннем уходе или достиг 80-летнего возраста, если такие лица получают пособие или компенсацию в соответствии с законодательством.

Однако в Порядок начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за некоторые категории застрахованных лиц, утвержденный постановлением КМУ от 02.03.2011 г. № 178, теперь нужно внести коррективы, поскольку ставка для начисления ЕСВ изменилась.

Максимальная и минимальная база начисления ЕСВ

Размер максимальной величины базы начисления с 1 января 2016 года повышен до 25 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц и она составляет: 1378 грн ×25 = 34450 грн.

Единый взнос, как и ранее, начисляют в пределах максимальной величины базы начисления единого взноса (ч. 3 ст. 7 Закона о ЕСВ).

Минимальная база начисления ЕСВ. В случае если база начисления ЕСВ не превышает размера минзарплаты, установленной законом на месяц, за который получен доход, сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера минзарплаты и ставки единого взноса: с 1 января 2016 года — 1378 грн × 22% = 303,16 грн (абз. 2 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ).

При этом на начисленную физлицам зарплату (доходы) не по основному месту работы ЕСВ начисляют на определенную базу начисления ЕСВ независимо от ее размера. То есть при начислении ЕСВ на зарплату (больничные, декретные) совместителей требование касательно определения базы начисления ЕСВ из расчета не менее минзарплаты не применяется (абз. 3 ч. 5 ст. 8 Закона о ЕСВ).

ЕСВ на выплаты мобилизованным, срочникам и контрактникам начисляют!

В ч. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ в конце концов закрепили норму об освобождении от начисления (удержания) ЕСВ на выплаты мобилизованным, срочникам и контрактникам, а также мобилизованным, которые перешли на контракт до демобилизации, которые компенсируются из бюджета. В то же время, в соответствии с п. 28 р. I Закона № 911, норма ч. 7 ст. 7 Закона о ЕСВ, в которую внесли изменения, уже не действует. А Законом Украины от 24.12.2015 г. № 911-VIII изложены в новой редакции ч.ч. 3 и 4 ст. 119 КЗоТ, которыми в 2016 году не предусмотрена компенсация из бюджета среднего заработка для указанных категорий лиц.

Поэтому хотелось бы спросить у депутатов: они вообще читали то, за что голосовали? Кстати, бюджетные назначения на компенсацию в пределах среднего заработка Законом Украины «О Государственном бюджете на 2016 год» от 25.12.2015 г. № 928-VIII на текущий год тоже не предусмотрены.

Особенности добровольного страхования

Лицами, которые имеют право на добровольную уплату ЕСВ, согласно ч. 1 ст. 10 Закона о ЕСВ являются:

  • члены фермерского хозяйства, личного сельского хозяйства;
  • лица, которые достигли 16-летнего возраста и не состоят в трудовых отношениях с работодателями, определенными п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона о ЕСВ, и не относятся к таким плательщикам ЕСВ, как физлица-предприниматели и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, в т.ч. иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают или работают в Украине, граждане Украины, которые работают или постоянно проживают за пределами Украины, если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.

Отныне не имеют права на участие в добровольном страховании:

  • физлица-предприниматели и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность;
  • граждане Украины, которые работают за пределами Украины.

Здесь снова имеем нестыковки. Ведь в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона Украины «О внешней трудовой миграции» от 05.11.2015 г. № 761-VIII, который вступил в силу 01.01.2016 г., трудовые мигранты, то есть украинцы, работающие за рубежом, и члены их семей могут добровольно участвовать в системе общеобязательного государственного социального страхования.

Также в ч. 4 ст. 4 Закона о ЕСВ осталась норма о праве предпринимателей-единщиков, которые являются пенсионерами по возрасту или инвалидами, на участие в добровольном страховании, что противоречит действующей ч. 1 ст. 10 настоящего Закона.

В договорах о добровольном страховании больше не нужно указывать вид (виды) общеобязательного государственного социального страхования, в котором лицо будет принимать участие. Как понимаем, добровольно застрахованные лица теперь будут принимать участие во всех видах социального страхования.

В новой редакции изложена также ч. 6 ст. 10 Закона о ЕСВ и размер единого взноса установлен одинаковый для всех лиц, участвующих в добровольном страховании, ― 22% базы начисления, то есть без привязки к виду страхования. Ведь теперь установлена ​​единая ставка ЕСВ для всех плательщиков единого взноса, кроме работников-инвалидов и предприятий и организаций общественных организаций инвалидов, определенных предыдущей редакцией ч.ч. 13–14 ст. 8 Закона о ЕСВ. Отметим: для лиц, участвующих в добровольном страховании, также действует норма относительно определения базы начисления ЕСВ на уровне не менее минзарплаты.

Проверки, меры воздействия, взыскания

В ст. 13 Закона о ЕСВ уточнили, что органы доходов и сборов имеют право у лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность:

  • получать информацию о начислении, исчислении и уплате ЕСВ, а также другие сведения, предусмотренные настоящим Законом;
  • проводить проверки бухгалтерских книг, отчетов, смет и прочих документов о начислении, исчислении и уплате ЕСВ, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам проверки;
  • требовать устранения выявления нарушений законодательства о сборе и ведении учета ЕСВ;
  • изымать в установленном законодательством порядке копии документов, подтверждающих занижение размера зарплаты (дохода) и других выплат, на которые начисляется единый взнос.

Сокращены также с 10 рабочих до 10 календарных дней сроки, определенные ч.ч. 4, 14, 15 ст. 25 Закона о ЕСВ, для:

  • передачи подразделению государственной исполнительной службы требования об уплате недоимки, если плательщик ЕСВ не согласовал требование, не обжаловал ее в судебном порядке либо не уплатил согласованную сумму недоимки в течение 10 к.дн. со дня поступления согласованного требования;
  • уплаты суммы пени и штрафов после поступления соответствующего решения;
  • передачи решения государственной исполнительной службе, если плательщик ЕСВ не уплатил указанные в решении суммы в течение 10 к.дн., а также не уведомил в этот срок орган доходов и сборов об обжаловании решения.

Освобождение от уплаты недоимки, штрафов, пени в особый период

В п. 92 р. VIII Закона о ЕСВ и ранее было прописано, что лиц, призванных на военную службу во время мобилизации или привлеченных к исполнению обязанностей по мобилизации по должностям, предусмотренным штатами военного времени, которые не являются работодателями, на весь срок их военной службы освобождают от исполнения своих обязанностей, определенных ч. 2 ст. 6 настоящего Закона.

Отметим: основанием для освобождения, в частности, от начисления, исчисления, уплаты и предоставления отчетности по ЕСВ является заявление физического лица предпринимателя и копия военного билета или копия другого документа, выданного соответствующим госорганом, с указанием данных о призыве такого лица на военную службу во время мобилизации, на особый период, которые такое физлицо должно подать в орган доходов и сборов в течение 10 дней после его демобилизации.

Теперь же п. 92 р. VIII Закона о ЕСВ дополнили двумя новыми абзацами, в которых уточнили, что во время особого периода для плательщиков единого взноса, определенных ст. 4 настоящего Закона, призванных на военную службу во время мобилизации или привлеченных к исполнению обязанностей относительно мобилизации по должностям, предусмотренным штатами военного времени:

  • на весь срок их военной службы приостанавливается применение мер воздействия и взысканий, предусмотренных ст. 25 Закона о ЕСВ;
  • основанием для такого приостановления является копия военного билета или копия документа, выданного соответствующим госорганом, с указанием данных о призыве такого лица на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, которые подаются в органы доходов и сборов этим государственным органом в течение 10 дней после его мобилизации.

В свою очередь, согласно п. 28 р. I Закона № 911, утратил силу п. 94 р. VIII Закона о ЕСВ, который предусматривал: освобождение от исполнения обязанностей плательщиков ЕСВ, состоящих на учете в органах доходов и сборов, расположенных в неподконтрольных населенных пунктах, где проводилась АТО согласно утвержденному КМУ перечню; неприменение штрафных и финансовых санкций до окончания АТО; списание недоимки как безнадежного налогового долга.   

Особенности переходного периода

Ввиду того, что произошли кардинальные изменения законодательства по ЕСВ, уже в первые рабочие дни января 2016 года возникает ряд вопросов:

  • будут действовать в дальнейшем старые счета для зачисления ЕСВ или будут открыты новые ― для ставки ЕСВ 22%;  
  • как начислять ЕСВ на начисленные в январе текущего года за декабрь 2015 года больничные, сторнированную за декабрь 2015 года зарплату, отпускные, начисленные в декабре за январь 2016 года, и надо ли проводить перерасчет ЕСВ, начисленного на наперед начисленные в 2015 году суммы декретных, приходящиеся на месяцы 2016 года;
  • как применять минимальную и максимальную базу начисления ЕСВ для переходных выплат, а также начисленных за прошлый год и начисленных заранее декретных и отпускных;
  • как быть с требованием ч. 2 ст. 24 Закона о ЕСВ и п. 2 Порядка принятия банками к исполнению расчетных документов на выплату заработной платы, утвержденного приказом Миндоходов от 09.09.2013 г. № 453, по уплате ЕСВ в сумме не менее трети суммы денежных средств для выплаты зарплаты, указанной в денежных чеках, платежных поручениях и прочих расчетных документах. Ведь со ставкой ЕСВ в размере 22% данное требование выполнить невозможно, и тогда получается, что при выплате январской зарплаты нужно согласовывать справку-расчет с органом доходов и сборов.

Подробнее о начислении ЕСВ на выплаты за прошлые, будущие периоды, а также на переходные выплаты расскажем в следующей консультации.

Остается также открытым вопрос о распределении ЕСВ между фондами, ведь нормы постановления КМУ «Об утверждении пропорций распределения единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 26.11.2014 г. № 675 теперь не согласуются с нормами Закона о ЕСВ. Однако именно от распределения между фондами будет зависеть страховой стаж для различных видов социального страхования.

Получается, что все нормативно-правовые акты, регулирующие порядок учета плательщиков ЕСВ, начисления, исчисления, уплаты единого взноса, предоставления отчетности по ЕСВ, с 1 января 2016 года применяются только в части, не противоречащей нормам Закона о ЕСВ. Поэтому ждем разъяснений от Налоговой.

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

бухгалтер-эксперт