Несколько правил, которые нужно учитывать при создании предприятия

Первое. Давайте посмотрим, как происходит обычная регистрация рядовой фирмы.

Согласно ч. 1 ст. 17 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV (далееЗакон о госрегистрации) для этого нужно составить (заполнить) и представить госрегистратору следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации создания юридического лица (далее — форма 1 );
  • экземпляр оригинала (нотариально заверенную копию) решения учредителей о создании юридического лица;
  • учредительный документ юридического лица.

 Форма 1 утверждена приказом Минюста Украины «Об утверждении форм заявлений в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 18.11.2016 г. № 3268/5.

С 16.03.2020 в Закон о госрегистрации будут внесены изменения, предусмотренные Законом Украины от 20.09.2019 г. № 132-IX. Согласно им в заявлении о государственной регистрации создания юридического лица также будут указывать просьбу заявителя о регистрации юридического лица плательщиком НДС и/или избрании упрощенной системы налогообложения, и/или включении в Реестр неприбыльных учреждений и организаций, а если модельный устав является многовариантным, — то также редакцию модельного устава, на основании которого она действует.

Поэтому очевидно, что форма 1 также будет изменена.

Это — программа минимум. Иногда можно, да и нужно, подавать и дополнительные документы. Например, заявление об избрании юрлицом упрощенной системы налогообложения и/или регистрационное заявление о добровольной регистрации плательщиком НДС и т.д.

Так вот, на практике, когда желают создать, скажем, ООО, то уже по сложившемуся типовому алгоритму в уставе и в протоколе общего собрания  прописывают соответствующие положения об исполнительном органе такой фирмы и отражают информацию об избрании должностного лица, которое будет руководить предприятием. По умолчанию им и является директор/руководитель.

 Как правило, решения общего собрания участников/учредителей оформляются протоколами даже в том случае, когда участник/учредитель только один.

Все подробные данные о директоре вносятся в форму 1, заполняя поле: «Відомості про керівника юридичної особи».

К слову. Представители госрегистрационных служб в своих комментариях утверждают: в вышеупомянутом поле формы 1 нужно указывать первое лицо предприятия (например, председателя правления или директора). То есть того человека, у которого согласно уставу есть право первой подписи, вне зависимости от права подписи финансовых документов. Что касается поля «Відомості про фізичних осіб платників податків, які мають право вчиняти дії від імені юридичної особи без довіреності, у т.ч. підписувати договори тощо», то тут можно указывать второе лицо предприятия (например, заместителя директора, который в соответствии с уставом предприятия наделен правом подписи финдокументации). При этом нет оснований отражать данные об этом лице, если право подписи финдокументации такой заместитель директора получает согласно приказу по предприятию или по доверенности.

Второе. После подачи вышеказанных документов госрегистратору и после того, как он внесет запись о регистрации предприятия в Единый госреестр, директора нужно было бы правильно определить на должность, т.е. трудоустроить. Как это обычно происходит?

Заявление о приеме на работу директору писать не нужно, поскольку его уже избрали на должность протоколом общего собрания учредителей. Да и в Едином госреестре уже отражена информация о том, что именно данное лицо и является директором/руководителем.

Однако, поскольку директор является наемным работником предприятия, с ним по требованию ст.ст. 21, 24 Кодекса законов о труде Украины (далееКЗоТ) необходимо заключить трудовой договор или контракт (ч. 4 ст. 65 Хозяйственного кодекса Украины, далееХКУ).

Третье. Главное, на что стоит обратить внимание: приказ или распоряжение о приеме на работу работника следует издавать в обязательном порядке. В частности и при заключении с директором трудового договора в виде отдельного документа. Если ранее, до 1 января 2015 года, в ст. 24 КЗоТ речь шла о том, что трудовой договор считается заключенным и в том случае, когда приказ или распоряжение не были изданы, но работник был фактически допущен к работе, то сегодня в этой же статье КЗоТ упоминается, что одним из обязательных условий допуска работника к работе является наличие заключенного трудового договора, оформленного приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа.

Приказ о приеме на работу составляют самостоятельно или используют типовую форму № П-1, утвержденную приказом Госкомстата Украины от 05.12.2008 г. № 489.

В приказе фиксируют все основные условия трудоустройства, в частности:

  • дату приема на работу наемного работника, срок приема на работу (если речь идет о срочном трудовом договоре/контракте);
  • должность;
  • условия работы (основная/по совместительству);
  • длительность рабочего дня/недели;
  • должностной оклад (надбавки, доплаты) и пр.

Интересно, что в реальной жизни, приказ о приеме на работу директора зачастую дважды подписывает одно и то же лицо — директор: с одной стороны, как представитель работодателя, а с другой — как наемный работник.

А еще интереснее то, что в некоторых инстанциях от вас потребуют не только такой вот странный приказ о назначении директора директором, а еще и приказ о назначении директора, подписанный участниками/учредителями или председателем общего собрания участников/учредителей. И это несмотря на наличие протокола общего собрания, в котором последние уже избрали конкретное лицо на должность директора, и данных Единого госреестра, где аналогично указано это же лицо в статусе руководителя. Данное требование, например, может поступить от банка при открытии счета юрлица, хотя при этом и не совсем ясно, чем в таком случае руководствуются представители банка.

Например, в п. 9 Инструкции о порядке открытия и закрытия счетов клиентов банков и корреспондентских счетов банков — резидентов и нерезидентов, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492, предусмотрено: при открытии счета в банке представитель должен предоставить документ, подтверждающий его полномочия. На наш взгляд, таким документом может быть протокол общего собрания об избрании директором предприятия конкретного человека. Или же, скажем, соответствующая доверенность. Но иногда, как говорится, проще сделать, чем спорить.