Утилизационный сбор: учет и налогообложение

01.09.2013 г. был введен эконалог за утилизацию автомобилей. И хотя на сегодняшний день нельзя сказать, что предложенный правительством механизм приема и переработки старых авто работает, ведь есть масса проблем с созданием пунктов приема и утилизации транспортных средств, однако утилизационный сбор уже начали уплачивать. Как же его отражать в бухгалтерском и налоговом учете импортерам (дилерам)? Об этом и поговорим в нашем материале

Бухучет утилизационного сбора

Для начала отметим, что в зависимости от целей приобретения (импорта) автомобилей, в бухгалтерском учете их будут учитывать как:

  • товары (запасы) — если авто приобретается (ввозится в Украину) с целью его дальнейшей перепродажи. В данном случае основным нормативным документом, регулирующим бухучет таких транспортных средств, будет П(С)БУ 9 «Запасы»;
  • основные средства — если машины ввозятся для их использования в деятельности предприятия, то есть их вводят в эксплуатацию и учитывают как объекты основных средств. Для ведения бухучета основных средств следует руководствоваться нормами П(С)БУ 7 «Основные средства».

Теперь вернемся к утилизационному сбору. Его уплата непосредственно связана с приобретением автомобиля, при этом сумму уплаченного сбора можно четко привязать к конкретному объекту учета — транспортному средству. Исходя из этого, напрашивается вывод, что утилизационный налог нужно включить в состав первоначальной стоимости авто. А именно как прочие расходы, непосредственно связанные с приобретением основных средств (товаров) и доведением их до состояния, в котором они пригодны для использования в запланированных целях (п. 8 П(С)БУ 7 и п. 9 П(С)БУ 9). Ведь, согласитесь, не уплатив эконалог за утилизацию транспортного средства, автомобиль при импорте просто не растаможат. При таких обстоятельствах трудно говорить о его дальнейшем использовании в запланированных целях.

Конечно, вы отметите, что утилизационный сбор не упомянут прямо среди составляющих первоначальной стоимости, как, скажем, это сделали с пошлиной (п. 8 П(С)БУ 7 и п. 9 П(С)БУ 9). А оба они очень похожи по сути. Однако на момент утверждения П(С)БУ об утилизационном сборе не было и речи — возможно, вскоре в упомянутые стандарты внесут изменения и сбор появится среди составляющих первоначальной стоимости. Таким образом, все вопросы будут закрыты.

Пока же существует некоторая неопределенность ввиду абз. 9 п. 18 П(С)БУ 16 «Расходы», по которому налоги, сборы и прочие предусмотренные законодательством обязательные платежи (кроме налогов, сборов и обязательных платежей, включаемых в производственную себестоимость продукции, работ, услуг) относятся к админрасходам предприятия. Их признают в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены (п. 7 П(С)БУ 16).

Мы все же склоняемся к признанию утилизационного сбора, уплачиваемого при импорте, в составе первоначальной стоимости авто. Поскольку, как мы уже упоминали, эконалог за утилизацию транспортных средств как раз и является таким видом расходов, который непосредственно связан с приобретением и принадлежит к конкретному объекту учета — авто. При этом не следует забывать и о принципе бухучета превалирования сущности над формой (ст. 4 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV).

Учитывая сказанное, отразим на бухгалтерских проводках процедуру начисления и уплаты утилизационного сбора (см. таблицу).

Таблица

Бухгалтерский учет утилизационного сбора

№ п/п

Содержание операции

Дт

Кт

1

Проведены расчеты с таможней по уплате утилизационного сбора

377/таможня

311

2

Утилизационный сбор отражен в составе первоначальной стоимости автомобиля

28 (152)

641
(утилизационный сбор)

3

Закрыты расчеты по уплате утилизационного сбора

641
(утилизационный сбор)

377/ таможня

Добавим, что мы направили запрос по этому вопросу в Минфин, поэтому как только получим ответ, сразу сообщим нашии читателям.

Налоговый учет утилизационного сбора

Ситуация с налоговым учетом фактически является продолжением бухучетной дилеммы. Ведь в НКУ также конкретно не сказано, к каким расходам относить утилизационный сбор. В то же время, принимая во внимание наши бухучетные доводы о включении утилизационного сбора в первоначальную стоимость, считаем, что расходы на его уплату следует признавать:

  • в составе первоначальной стоимости авто, которое будет амортизироваться, — если автомобиль приобретается в качестве основного средства для использования в хоздеятельности (п. 146.2, 146.5 НКУ);
  • расходами, формирующими себестоимость приобретенных и реализованных товаров, — в случае приобретения (импорта) авто для перепродажи (п. 138.6 НКУ). Такие расходы признаются в том отчетном периоде, в котором признаны доходы от реализации таких товаров (п. 138.4 НКУ).

Конечно, может возникнуть желание списать уплаченный утилизационный сбор на расходы периода согласно абз. 3 пп. «в» п. 138.10.4 НКУ. В соответствии с ним, предприятия имеют право включать в расходы суммы начисленных налогов и сборов, установленных НКУ. Однако налоговикам может не понравиться идея такого наращивания расходов. Поэтому более осторожным автовладельцам мы бы все же советовали выбирать первый вариант и не торопиться с признанием расходов в периоде уплаты сбора. Мы направили запрос в Миндоходов по поводу данного вопроса. Как только получим ответ, сразу доведем его до наших читателей.

Подробнее о том, кто и как уплачивает утилизационный сбор, читайте в газете «Интерактивная бухгалтерия» № 73 за 2013 год.

Евгений ПАНЧИШИН,

бухгалтер-эксперт
газеты «Интерактивная бухгалтерия»