Предприятие должно выплатить резиденту-физлицу (владельцу торговой марки) плату за право использования торговой марки в своей хозяйственной деятельности. Какие налоги должно уплатить предприятие при данной выплате дохода резиденту и в какой срок? Как отразить операцию в бухучете и отчетности?

ОТВЕТ: Выплата платежа за право пользования торговой маркой с целью налогообложения является роялти.

Напомним

Роялти — какой-либо платеж, полученный как вознаграждение за использование или за предоставление права на использование объекта права интеллектуальной собственности, а именно: на любые литературные произведения, произведения искусства или науки, включая компьютерные программы, иные записи на носителях информации, видео- или аудиокассеты, кинематографические фильмы или пленки для радио- или телевизионного вещания, передачи (программы) организаций вещания, другие аудиовизуальные произведения, любые права, охраняемые патентом, любые зарегистрированные торговые марки (знаки на товары и услуги), права интеллектуальной собственности на дизайн, секретные чертежи, модель, формулу, процесс, права интеллектуальной собственности на информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау) (пп. 14.1.225 НКУ).

НДФЛ и военный сбор. Поскольку в описанном случае выплата роялти происходит в пользу физлица, необходимо руководствоваться нормами р. IV НКУ. Так, в пп. 170.3 НКУ указано, что роялти облагаются по правилам, установленным для налогообложения дивидендов, по ставке, определенной п. 167.5.1 НКУ.

То есть роялти облагается НДФЛ по ставке 18% и военным сбором — по ставке 1,5%. Налоговым агентом налогоплательщика при начислении в его пользу дивидендов является эмитент корпоративных прав или по его поручению иное лицо, осуществляющее данное начисление (пп. 170.5.1 НКУ). В случае с начислением роялти налоговым агентом является предприятие, выплачивающее доход. Именно такое предприятие обязано удержать с выплаченного дохода НДФЛ, военный сбор и отразить данную выплату в форме № 1ДФ.