В данном материале мы расскажем о процедуре регистрации РРО в органах ГФС и рассмотрим несколько практических вопросов, связанных с применением кассового аппарата и проведением наличных расчетов

Регистрация РРО

Пошаговая процедура регистрации РРО схематически отражена на рисунке. Далее более подробно рассмотрим каждый из этапов.

Публикуется на языке оригинала

Рис. Процедура регистрации РРО

Этап 1 — ознакомление с модификацией РРО. Выбор модели РРО зависит от того, в какой сфере он будет применяться (торговля, общественное питание, сфера услуг, АЗС и т.д.). Перечень моделей РРО, которые можно применять при осуществлении расчетных операций (они соответствуют требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов и прошли государственную сертификацию), содержится в Государственном реестре регистраторов расчетных операций (действующий на сегодня реестр утвержден приказом ГФС от 17.02.2017 г. № 102).

В этом же реестре можно ознакомиться также со сферой применения той или иной модели РРО, сроком первичной регистрации РРО.

Напомним

Срок первичной регистрации модели — предельный срок, до истечения которого разрешается регистрировать в органах государственной налоговой службы конкретные модели, ранее не зарегистрированные, который определяется согласно сроку действия сертификата соответствия модели с конкретной версией внутреннего программного обеспечения.

 (пп. 2 п. 4 Положения о Государственном реестре регистраторов расчетных операций,
утвержденного постановлением КМУ
от 29.08.2002 г. № 1315)

Этап 2 — выбираем центр сервисного обслуживания РРО. Перед началом использования РРО нужно заключить договор на его обслуживание Центр сервисного обслуживания (далее — ЦСО) — это предприятие, которое по договору с поставщиком предоставляет услуги по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию, гарантийному, послегарантийному ремонту РРО.

О перечне рекомендованных ЦСО можно спросить у продавца РРО, органах ГФС по месту регистрации или найти контакты ЦСО в Интернете. Данной информации в сети предостаточно.

Этап 3 — регистрация РРО в органе ГФС. После заключения договора с ЦСО РРО нужно зарегистрировать в органе ГФС по основному месту учета предприятия как налогоплательщика (п. 3 гл. 2 р. II Порядка № 547  )

  Порядок регистрации и применения регистраторов расчетных операций, которые применяются для регистрации расчетных операций за товары (услуги), утвержден приказом Минфина от 14.06.2016 г. № 547.

Для этого в орган ГФС следует предоставить:

  • заявление о регистрации РРО по форме № 1-РРО;
  • копию документа, подтверждающего факт покупки или бесплатного получения РРО в собственность, другого документа, подтверждающего право собственности или пользования РРО;
  • копию документа на право собственности или иного документа, предоставляющего право на размещение хозяйственной единицы, где будет использоваться РРО;
  • копию паспорта (формуляра) РРО и копию паспорта модема (в случае применения внешнего модема);
  • копию договора предприятия с ЦСО о техническом обслуживании и ремонте РРО.

Регистрационное заявление должно быть подписано руководителем предприятия или ФЛП с указанием даты подачи. Все разделы регистрационного заявления подлежат обязательному заполнению, а копии документов должны быть заверены подписями руководителя предприятия или лично ФЛП (п. 5 гл. 2 р. II Порядка № 547).

Важно

ГФС вправе отказать в регистрации РРО на основаниях, указанных в п. 8 гл. 2 р. II Порядка № 547. Уведомление об отказе направляется налогоплательщику не позднее 2-х рабочих дней с даты поступления регистрационных документов.

Если основания для отказа в регистрации РРО отсутствуют — должностное лицо контролирующего органа не позднее 2-х рабочих дней со дня поступления документов принимает решение о возможности регистрации РРО, формирует и резервирует фискальный номер РРО в информационной системе ГФС (п. 10 гл. 2 р. II Порядка № 547).

Этап 4 — резервирование фискального номера РРО. Фискальный номер РРО автоматически формируется в информационной системе ГФС при резервировании фискального номера, является единым для всего информационного пространства Украины, не изменяется при перерегистрации и сохраняется до даты отмены его регистрации.

После резервирования фискального номера РРО должностное лицо органа ГФС выдает (направляет на электронный адрес ЦСО) пользователю РРО справку о резервировании фискального номера РРО по форме № 2-РРО. Данная справка действительна в течение 5-ти рабочих дней (п. 13 гл. 2 р. II Порядка № 547).

Этап 5 — перевод РРО в фискальный режим и опломбирование. Пока действует справка о резервировании фискального номера РРО (в течение 5-ти рабочих дней со дня ее получения), налогоплательщику нужно обратиться в ЦСО для перевода РРО в фискальный режим и проведения опломбирования РРО и его персонализации. В результате прохождения этих процедур (как правило, они длятся не более 3-х дней) налогоплательщик получает от ЦСО:

  • акт ввода в эксплуатацию РРО;
  • справку об опломбировании РРО.

Этап 6 (заключительный) — получение регистрационного удостоверения. Пока действует справка о резервировании фискального номера РРО, в орган ГФС следует предоставить (полученные на предыдущем этапе от ЦСО) копию справки об опломбировании РРО и акт ввода его в эксплуатацию (п. 14 гл. 2 р. II Порядка № 547).

Не позднее следующего рабочего дня орган ГФС проводит регистрацию РРО путем внесения данных в информационную систему ГФС и предоставляет субъекту хозяйствования регистрационное удостоверение РРО по форме № 3-РРО, которое удостоверяет регистрацию РРО в контролирующем органе.

Датой регистрации РРО, которая указывается в регистрационном удостоверении, является дата, соответствующая дате внесения данных в информационную систему ГФС.

Важно

Если не успеть в отведенный 5-дневный срок пройти процедуру, описанную в этапах 5 и 6, справка о резервировании фискального номера будет считаться недействительной, фискальный номер будет отменен, и нужно будет повторно проходить вышеуказанную процедуру.

Вот и все. РРО можно использовать.

Информацию о наименовании держателя РРО, его налоговом номере, дате регистрации РРО, сфере его применения и др. всегда можно проверить на официальном сайте ГФС в разделе «Информация о РРО» путем введения, в частности, фискального номера, который печатается на каждом чеке.

Наиболее распространенные вопросы

Наш кассовый аппарат внезапно вышел со строя. Мы передали его на ремонт в сервис-центр. Можем ли мы на время ремонта выдавать покупателям товарные чеки? Нужно ли покупки по товарным чекам проводить через РРО после восстановления его работы?

Если законодательство обязывает вас применять РРО, то использовать товарные чеки при расчетах с покупателями запрещается.

Выдавая товарные чеки, предприятие нарушает порядок оприходования наличности (п. 2.6 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденного постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637).

Поэтому при выходе РРО из строя, существует 2 варианта проведения расчетной операции (ст. 5 Закона о РРО  ):

  • с использованием резервного РРО при условии, если он был надлежащим образом зарегистрирован в органах ГФС (если электроэнергия есть, но рабочий РРО вышел из строя);
  • с использованием расчетной книжки, зарегистрированной в органах ГФС (в случае, когда электроэнергии нет или отсутствует резервный РРО).

  Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР.

Если на период выхода из строя РРО расчетные операции проводились с использованием расчетной книжки, после восстановления работы РРО через него необходимо провести все суммы расчетов за время работы с использованием расчетной книжки, а также в соответствии с контрольной лентой (в случае обнуления оперативной памяти) — за время работы, предшествовавшее выходу РРО из строя (п. 10 р. III Порядка № 547).

Нарушение указанных требований грозит следующими финсанкциями:

1. за неоприходование наличности — в 5-кратном размере от неоприходованной суммы (ст. 1 Указа Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.1995 г. № 436/95);

2. за неиспользование при осуществлении расчетных операций расчетной книжки — 340 грн (п. 3 ст. 17 Закона о РРО);

3. за проведение расчетных операций без использования расчетной книжки на отдельном хозяйственном объекте данного субъекта хозяйствования (п. 1 ст. 17 Закона о РРО):

  • 1 гривня — за подобное нарушение, совершенное впервые;
  • 100% стоимости проданных товаров (услуг) — за каждое следующее совершенное нарушение.

Наше предприятие планирует проводить расчеты за товары от клиентов с помощью системы LiqPay, а заказанные товары отправлять по почте или с помощью курьерской службы. Следует ли нам применять РРО и какие документы предоставлять покупателям?

В случае предоплаты продавец обязан вложить в почтовое отправление кассовый чек с соответствующим указанием в нем «предоплата товаров», а через РРО произвести расчет с использованием режима предварительного программирования «погашение кредита». При этом распечатка расчетного документа на РРО осуществляется на основании выписки из банка. Такова позиция фискалов, она размещена в подкатегории 109.02 системы «ЗІР». В то же время товар, на который установлен гарантийный срок, обязательно должен направляться в сопровождении техпаспорта или документа, заменяющего его, с соответствующими отметками о дате продажи и наименовании субъекта хозяйствования, который заверяется штампом (печатью) и подписью.

Если оплата за товар проводится в момент получения в почтовом отделении, подтверждающий документ о расчете обязано выдавать почтовое отделение. В посылку продавец вкладывает расходную накладную.

Следовательно, продавец должен осуществлять расчет за товар через РРО в случае осуществления покупателем предоплаты.

Распространяется ли ограничение на наличные расчеты физлиц в сумме 50 тыс. грн на выплату финпомощи?

Да, распространяется.

Несмотря на то что в п. 1 постановлении Правления НБУ от 06.06.2013 г. № 210 речь идет об ограничении в расчетах за товары (работы, услуги), позиция НБУ по этому вопросу категорична: требования касаются расчетов по сделкам, предметом которых являются любые материальные и нематериальные блага, которые могут быть оценены в денежной форме, в том числе расчетов по договорам, связанным с предоставлением или возвратом займа (письмо от 24.01.2014 г. № 11-116/3159). Данную позицию повторили фискалы в письме от 21.07.2014 г. № 25/6/99-99-22-06-03-15/415. Поэтому игнорировать эти разъяснения не стоит, и, предоставляя или получая финпомощь в рамках договора займа, следует придерживаться суточного ограничения расчетов в размере 50 тыс. грн.

Какая ответственность предусмотрена для субъектов хозяйствования за превышение предельного размера наличных расчетов? Предусмотрена ли ответственность для физлиц-непредпринимателей?

За нарушение наличного ограничения с 01.09.2013 г. к предпринимателям и должностным лицам юрлица применяют административный штраф по ст. 16315 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далееКоАП) в размере от 100 до 200 НМДГ (1700–3400 грн). Аналогичные действия, совершенные лицом, которое в течение года уже подвергали админвзысканию по указанной статье, приведут к более значимой санкции в размере от 500 до 1000 НМДГ (8500–17000 грн). Применяют данную санкцию налоговики (ст. 2342 КоАП) (письмо ГФС от 19.12.2016 г. № 13583/М/99-99-13-04-02-14).

Админвзыскания по ст. 16315 КоАП разрешается налагать не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения (ст. 38 КоАП).

Как видим, указанный штраф на физлиц-непредпринимателей не налагают.

Однако остается открытым вопрос: применять ли штраф по ст. 16315 КоАП к предприятию (предпринимателю) как получателю сверхлимитных наличных средств? Мы считаем, что ответственность должен нести только плательщик (см. «Как работает ограничение на наличные расчеты физлиц и как его обойти» газеты № 98/2013), но у налоговиков может быть касательно этого иное мнение. Поэтому советуем не принимать наличных средств на сумму, превышающую 50 тыс. грн (от граждан) и 10 тыс. грн (от субъектов хозяйствования).

Редакция

газеты «Интерактивная бухгалтерия»