Ремонт и улучшение основных средств могут по-разному отражаться в бухгалтерском и налоговом учете. Какие существенные отличия? И влияют ли они на налоговый учет?

Изменениями, внесенными в п. 146.12 Налогового кодекса Украины (далееНКУ), определено, что формирование расходов, связанных с ремонтом и улучшением объектов основных средств, с учетом установленного ограничения относится на себестои­мость реализованных товаров (выполненных работ, предоставленных услуг) или к прочим расходам, как и в бухгалтерском учете.

Вместе с тем нужно отметить, 10 % лимит существует только в налоговом учете, в то время как в бухгалтерском учете п.п. 14 — 15 П(С)БУ 7 «Основные средства» установлены «свои» правила учета ремонтов и улучшений основных средств. Согласно названым пунктам в бухгалтерском учете важное значение, в первую очередь, имеет характер проводимых ремонтных мероприятий. В расходы попадают лишь затраты на ремонты «по поддержанию основных средств в рабочем состоянии», в то время как расходы «на улучшения» основных средств, приводящие к увеличению будущих экономических выгод, а именно их модернизацию, реконструкцию, дооборудование и т. п., относятся на увеличение первоначальной стоимости объекта, т. е. капитализируются.

При любых комбинациях ремонты и улучшения будут вызывать расхождения в бухгалтерском и налоговом учете (в бухгалтерском учете, к примеру, могут включаться в расходы, в то время как в налоговом учете — из-за превышения 10 % лимита подлежать амортизации, либо же, наоборот, в бухгалтерском учете — капитализироваться (если, предположим, проводятся улучшения), в то время как в налоговом учете — относиться в расходы, так как еще не превышен 10 % лимит). Хотя в п. 14 П(С)БУ 7 указано, что первоначальная (переоцененная) стоимость основных средств может быть увеличена на сумму расходов, связанных с улучшением и ремонтом объекта, определенную в порядке, установленном налоговым законодательством.

ГНИ в Буденновском районе г.Донецка    
ГУ Миндоходов в Донецкой области