Если физлицо решило зарегистрироваться частным предпринимателем, то сразу возникает вопрос — с чего начать? Поэтому рассмотрим пошаговую процедуру регистрации ФЛП, а также проанализируем: какие документы и куда нужно подавать для регистрации, сколько средств и времени для этого понадобится
Зарегистрироваться предпринимателем несложно. Процедуру регистрации можно условно разделить на 4 этапа:
1. Выбор системы налогообложения.
2. Предоставление документов госрегистратору → получение выписки из Единого государственного реестра.
3. Открытие счета в банке (необязательно).
4. Регистрация книги учета доходов (книги учета доходов и расходов).
Важно!
Зарегистрироваться предпринимателем могут лица, достигшие 18 лет. Правда, законодательство дает возможность регистрироваться предпринимателем и с 16 лет, но для этого требуется письменное согласие родителей (усыновителей), опекуна либо органа опеки и попечительства.
(ст.ст. 34, 35, 50 ГКУ)
Этап I. Виды деятельности и система налогообложения
В первую очередь будущему предпринимателю необходимо определиться, какие виды деятельности он планирует осуществлять, и подобрать соответствующие коды в КВЭД ДК 009:2010. Зачем это нужно? При регистрации предпринимательской деятельности будущий предприниматель указывает выбранные КВЭДы в заявлении о государственной регистрации физического лица предпринимателем (об этом речь пойдет далее). Затем предприниматель может осуществлять предпринимательскую деятельность только в пределах выбранных и зарегистрированных им КВЭДов (особо актуально для единщиков). Поэтому предпринимателю следует максимально взвешенно отнестись к данной процедуре — заведомо спрогнозировать, какие операции у лица могут возникнуть в процессе его деятельности, и заранее зарегистрировать нужные КВЕДы для того, чтобы в будущем избежать необходимости внесения изменений в регистрационные данные. При выборе нужных КВЭДов поможет специальный сервис, разработанный Госстатом Украины.
Немаловажно также просчитать, на какой системе налогообложения экономически выгоднее осуществлять деятельность: на общей или упрощенной.
Общая система налогообложения выгодна тем предпринимателям, которые в процессе осуществления своей предпринимательской деятельности несут значительные расходы, ведь на данной системе расходы учитываются при расчете базы налогообложения. Как правило, это предприниматели, занимающиеся производственной деятельностью (приобретая сырье для производства) или торговлей товарами, где существенную часть расходов приходится на себестоимость продукции, расходы на транспортировку, оплату труда и др.
Упрощенную систему налогообложения (единый налог) зачастую выбирают предприниматели, которые несут незначительные расходы, ведь особенностью данной системы налогообложения является определение базы налогообложения без учета расходов. Как правило, это сфера услуг с незначительным удельным весом расходов или торговля продукцией собственного производства (без привлечения сырья для ее производства). Для упрощенной системы налогообложения (1–3 группы плательщиков единого налога) существует достаточное количество ограничений как в части видов деятельности, количества наемных работников, так и в части предельного объема годового дохода.
С более подробной информацией о преимуществах, недостатках и ограничениях общей и упрощенной систем налогообложения можно ознакомиться в статье «Какую систему налогообложения выбрать при регистрации предпринимателя: сравнительная характеристика» газеты № 38/2016.
Также обращаем внимание, что на сегодняшний день физлица-фермеры могут выбрать четвертую группу плательщиков единого налога. К ней относятся физические лица — предприниматели, осуществляющие деятельность только в пределах фермерского хозяйства, зарегистрированного в соответствии с Законом Украины «О фермерском хозяйстве» от 19.06.2003 г. № 973-IV (далее — Закон № 973), при условии выполнения совокупности следующих требований:
- осуществляют исключительно выращивание, откорм сельскохозяйственной продукции, сбор, отлов, переработку такой собственно выращенной или откормленной продукции и ее продажу;
- осуществляют хозяйственную деятельность (кроме поставок) по месту налогового адреса;
- не используют труд наемных лиц;
- членами фермерского хозяйства данного физического лица являются только члены его семьи в определении ч. 2 ст. 3 Семейного кодекса Украины;
- площадь сельскохозяйственных угодий и/или земель водного фонда в собственности и/или пользовании членов фермерского хозяйства составляет не менее 2 га, но не более 20 га (п. 291.4 НКУ).
Этап II. Подача документов госрегистратору
Для регистрации физлицо может обратиться с заявлением к субъекту госрегистрации или к нотариусу (далее — госрегистратор). Заявление и соответствующие документы для государственной регистрации можно подавать в бумажной или в электронной форме (п. 1 р. ІІ Порядка государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, не имеющих статуса юридического лица, утвержденного приказом Минюста Украины от 09.02.2016 г. № 359/5, далее — Порядок № 359/5, ст. 14 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 г. № 755-IV, далее — Закон № 755).
Регистрационные документы в бумажной форме можно подать:
- лично;
- почтовым отправлением (с описью вложения);
- через представителя (уполномоченное лицо).
В случае если будущий предприниматель подает регистрационные документы госрегистратору лично, он должен предъявить документ, который в соответствии с законом удостоверяет личность (например, паспорт гражданина Украины).
Когда такие документы подают госрегистратору почтовым отправлением, подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации должна быть нотариально заверена.
Если же регистрационные документы подают через представителя, придется дополнительно предоставить экземпляр оригинала (нотариально заверенную копию) документа, подтверждающего его полномочия (кроме случая, когда сведения о полномочиях данного представителя содержатся в Едином государственном реестре) (ст.ст. 14, 15 Закона № 755).
Для проведения государственной регистрации физического лица предпринимателем подают следующие документы (ч. 1 ст. 18 Закону № 755):
1) заявление о государственной регистрации физического лица предпринимателем (форма 10, утвержденная приказом Минюста Украины от 18.11.2016 г. № 3268/5);
2) заявление о выборе физическим лицом упрощенной системы налогообложения, форма которого утверждена приказом Минфина Украины от 20.12.2011 г. № 1675, и/или регистрационное заявление о добровольной регистрации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, форма № 1-ПДВ которой утверждена приказом Минфина Украина от 14.11.2014 г. № 1130, — по желанию заявителя;
3) нотариально заверенное письменное согласие родителей (усыновителей) или попечителя либо органа опеки и попечительства — для физического лица, достигшего 16 лет и желающего заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеющего полной гражданской дееспособности;
4) договор (декларацию) о создании семейного фермерского хозяйства — при государственной регистрации физического лица, самостоятельно или с членами семьи создающего семейное фермерское хозяйство в соответствии с Законом № 973-IV.
Другие дополнительные документы для проведения регистрационных действий требовать запрещено. Впрочем, исходя из практики, заявителю может понадобиться еще и копия документа о присвоении регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика.
Еще раз напомним, что при подаче регистрационных документов через представителя к пакету бумаг также придется приобщить экземпляр оригинала (нотариально заверенную копию) документа, подтверждающего его полномочия (например, доверенности) (ч. 2 ст. 14 Закона № 755).
В качестве альтернативы можно использовать онлайн-регистрацию предпринимателем. Особенности проведения государственной регистрации по заявлениям в электронной форме изложены в р. IV Порядка № 359/5. Соответствующий электронный сервис и инструкции размещены на официальном сайте Минюста. Не будем вдаваться в подробности данного процесса, однако подчеркнем, что для идентификации физического лица при этом используется электронная цифровая подпись. То есть на момент желаемого представления всех необходимых регистрационных документов через электронный сервис Минюста физическое лицо должно получить электронную цифровую подпись.
Несколько слов о правилах заполнения регистрационных документов, установленных ч. 1 ст. 15 Закона № 755:
- документы должны быть изложены на государственном языке и дополнительно, по желанию заявителя, — на другом языке (за исключением заявления о государственной регистрации, которое заполняют только на государственном языке);
- текст документов должен быть написан разборчиво (машинописью или от руки печатными буквами);
- документы не должны содержать подчистки или дописки, зачеркнутые слова и другие исправления, не обусловленные в них, орфографические и арифметические ошибки, заполняться карандашом, а также иметь повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание;
- документы в электронной форме должны быть оформлены в соответствии с требованиями, определенными законодательством;
- заявление о государственной регистрации подписывается заявителем. При подаче заявления о государственной регистрации почтовым отправлением подлинность подписи заявителя должна быть нотариально заверена.
Существует ряд оснований, когда госрегистратор может приостановить рассмотрение регистрационных документов, поданных для государственной регистрации (на 15 к.дн. с даты их приостановления, ч. 1 ст. 27 Закона № 755). К ним среди прочего относятся:
- подача документов не в полном объеме, предусмотренном Законом № 755;
- несоответствие таких документов требованиям, установленным ст. 15 Закона № 755 (см. выше).
Приостановление рассмотрения документов по иным основаниям, нежели предусмотрено ст. 27 Закона № 755, запрещено.
Уведомление о приостановлении рассмотрения документов с указанием срока и исключительного перечня оснований для его приостановления и соответствующее решение госрегистратора размещаются на портале электронных сервисов в день приостановления и направляются заявителю в адрес его электронной почты. Если физлицо подаст документы, необходимые для устранения оснований для приостановления рассмотрения регистрационных документов, срок рассмотрения документов восстановят (ч.ч. 4–7 ст. 27 Закона № 755).
К тому же физлицу могут отказать в госрегистрации предпринимателем. Возможные основания для этого прописаны в ч. 2 ст. 28 Закона № 755:
- документы поданы лицом, не имеющим на это полномочий;
- в Едином государственном реестре содержатся сведения о судебном решении относительно запрета в проведении регистрационного действия;
- не устранены основания для приостановления рассмотрения документов в течение установленного срока;
- есть ограничения на осуществление предпринимательской деятельности, установленные законом;
- наличие в Едином государственном реестре записи о том, что физическое лицо уже зарегистрировано как физическое лицо — предприниматель;
- поданные документы противоречат требованиям законов Украины.
Отказ в госрегистрации предпринимателем по другим основаниям не допускается. После устранения причин, являвшихся основанием для отказа в госрегистрации, физлицо может повторно подать документы для государственной регистрации.
К сведению
Документы, поданные для государственной регистрации, должны быть рассмотрены в течение 24 часов после их поступления (кроме выходных и праздничных дней) (ч. 1 ст. 26 Закона № 755).
Госрегистрация предпринимательской деятельности осуществляется бесплатно (регистрационный сбор не взимается).
Естественно, что для осуществления предпринимательской деятельности зарегистрированному предпринимателю необходимо попасть на учет:
- в орган ГФС — как плательщик налогов и сборов;
- в Пенсионный фонд — как плательщик ЕСВ;
- в орган статистики.
Ничего сложного в этом нет, ведь постановка на такой учет не потребует от предпринимателя существенных усилий.
Постановка на учет в Налоговой, Пенсионном фонде и органах статистики
Данный этап происходит автоматически без участия предпринимателя. Госрегистратор после внесения сведений о регистрации физлица-предпринимателя в Единый государственный реестр, т.е. в день проведения регистрационного действия самостоятельно передает информацию о регистрации предпринимательской деятельности в органы ГФС, ПФУ и статистики для постановки на учет (ч. 2 ст. 13 Закона № 755).
Постановка на учет в органах ГФС. Постановка на учет предпринимателя в налоговых органах по основному месту учета проводится в день получения от госрегистратора сведений о государственной регистрации физлица-предпринимателя и осуществляется датой внесения данных в Реестр самозанятых лиц. В этот же день налоговая передает назад госрегистратору информацию о постановке предпринимателя на учет (п.п. 6.4, 6.5 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588).
Самому предпринимателю в орган ГФС идти не нужно. Постановка на учет происходит автоматически, информация об этом указывается в выписке из Единого государственного реестра, которую предприниматель получает от госрегистратора.
Выше мы отмечали, что вместе с регистрационным заявлением на проведение госрегистрации будущий предприниматель может подать госрегистратору и заявление об избрании упрощенной системы налогообложения. При таких обстоятельствах госрегистратор передает в органы ГФС вместе со сведениями о проведении госрегистрации предпринимательской деятельности копию заявления об избрании упрощенной системы налогообложения в электронной форме (ч. 2 ст. 13 Закона № 755, п. 299.4, пп. 298.1.1 НКУ).
В таком случае орган ГФС осуществляет регистрацию предпринимателя как плательщика единого налога в течение двух рабочих дней с даты получения им электронной копии заявления (пп.пп. 298.1.2, 298.8.5, п. 299.4 НКУ).
По желанию зарегистрированный плательщик единого налога может бесплатно и безусловно получить извлечение из реестра плательщиков единого налога (п. 299.9 НКУ). Данное извлечение подтверждает предпринимательский статус единщика, но эту информацию можно проверить в любой момент на сайте ГФС в реестре плательщиков единого налога. Срок предоставления извлечения не должен превышать одного рабочего дня со дня поступления запроса. Извлечение действует до внесения изменений в реестр.
Если предприниматель желает стать плательщиком НДС, он либо подает соответствующее заявление о добровольной регистрации как плательщика НДС вместе с регистрационным заявлением госрегистратору, либо впоследствии лично в ГНИ по месту нахождения (месту жительства) лица.
При отсутствии оснований для отказа в регистрации лица в качестве плательщика НДС контролирующий орган обязан в течение трех рабочих дней после поступления регистрационного заявления в контролирующий орган внести в реестр налогоплательщиков запись о регистрации данного лица как плательщика НДС (п. 183.9 НКУ).
Постановка на учет в ПФУ. Постановка на учет физлица-предпринимателя в Пенсионном фонде по месту жительства лица как плательщика ЕСВ осуществляется не позднее следующего рабочего дня со дня получения указанных сведений органами Пенсионного фонда от госрегистратора (п. 2.2 Порядка постановки на учет и снятия с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного постановлением Правления ПФУ от 27.09.2010 г. № 21-6).
Постановка на учет предпринимателей, на которых распространяется действие Закона № 755, подтверждается выпиской из Единого государственного реестра, которая выдается предпринимателю госрегистратором. В выписке указывается также присвоенный предпринимателю класс профессионального риска производства. Ввиду этого для предпринимателей, у которых есть выписка из Единого государственного реестра, нет необходимости получать уведомление о постановке их на учет в ПФУ и присвоении класса профриска. Данное уведомление по форме № 2-ЄСВ направляется (вручается) тем плательщикам ЕСВ, на которых не распространяется действие Закона № 755 (п. 4 р. ІІІ Порядка учета плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденного приказом Минфина Украины от 24.11.2014 г. № 1162).
Что касается постановки на учет в органах статистики, то она происходит также без участия предпринимателя. В выписке из Единого государственного реестра указываются дата и номер записи о постановки предпринимателя на учет в органе статистики.
Завершение процедуры государственной регистрации предпринимательской деятельности
После получения информации от органов ГФС, Пенсионного фонда и статистики о постановке предпринимателя на учет госрегистратор формирует выписку из Единого государственного реестра.
Сегодня получить выписку из Единого государственного реестра с данными о проведении государственной регистрации физического лица — предпринимателя и постановке на учет в органах ГФС можно не позднее следующего рабочего дня со дня подачи соответствующих регистрационных документов государственному регистратору. Такую выписку размещают на портале электронных сервисов в день проведения государственной регистрации. Если заявление о госрегистрации подавали в бумажной форме, по желанию заявителя выписку из Единого государственного реестра предоставят в бумажной форме (с подписью и печатью госрегистратора) (п. 15 р. II Порядка № 359/5, ч. 1 ст. 26, ч. 4 ст. 11, ч. 2 ст. 25 Закона № 755). Перечень информации, которую указывают в выписке из Единого государственного реестра, приведен в п. 1 р. VII Порядка предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, утвержденного приказом Минюста Украины от 10.06.2016 г. № 1657/5. Среди прочего в выписке из Единого государственного реестра указывают:
- номер, дату и время формирования выписки;
- сведения о государственном регистраторе, сформировавшем выписку;
- имя и отчество (при наличии) физического лица — предпринимателя;
- регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серию и номер паспорта (для физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган, а также имеют отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по серии и номеру паспорта) физического лица — предпринимателя;
- местонахождение (место жительства или другой адрес, по которому осуществляется связь с физическим лицом — предпринимателем) физического лица — предпринимателя;
- сведения, полученные в порядке информационного взаимодействия между Единым государственным реестром и информационными системами государственных органов:
- дату записи о постановке на учет, название и идентификационный код органа государственной статистики, в котором физическое лицо — предприниматель состоит на учете;
- дату и номер записи о постановке на учет как плательщика налогов и сборов, плательщика единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, название и идентификационный код органа ГФС, в котором физическое лицо — предприниматель состоит на учете;
- класс профессионального риска производства плательщика единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование по основному виду экономической деятельности;
- дату и номер записи в Едином государственном реестре о проведении государственной регистрации физического лица — предпринимателя;
- виды деятельности;
- информацию для осуществления связи с физическим лицом — предпринимателем: телефон, адрес электронной почты.
Этап III. Открытие предпринимательского счета в банке
Физлица вправе (но не обязаны) открывать счета в банках для осуществления предпринимательской деятельности (п. 1.3 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Украины от 12.11.2003 г. № 492, далее — Инструкция № 492).
Наличие предпринимательского текущего счета в одном банке не лишает предпринимателя права открывать данные счета в других банках, если они ему нужны.
Банк открывает клиенту текущий счет по договору банковского счета. Во время открытия счета и заключения договора предприниматель обязательно проходит процедуру идентификации и верификации. Вместе с тем согласно п. 69.7 НКУ физические лица — предприниматели и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, обязаны уведомлять о своем статусе банки и другие финансовые учреждения, в которых такие лица открывают счета.
Для открытия предпринимательского текущего счета в банке, в котором у предпринимателя еще нет счетов, он должен (п.п. 1,8, 3.1, 3.4 Инструкции № 492):
- предъявить паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность), а также документ, удостоверяющий его регистрацию в Государственном реестре физических лиц — плательщиков налогов;
- подать заявление об открытии текущего счета (приложение 2 к Инструкции № 492), подписанное физическим лицом — предпринимателем или его представителем.
Представитель предпринимателя также должен подать документы, которые подтверждают его полномочия и согласно законодательству Украины могут быть использованы на территории Украины для заключения правочинов.
Все предпринимательские счета подлежат обязательной постановке на учет в фискальных органах по месту регистрации предпринимателя (ст. 69 НКУ).
В день открытия счета предпринимателю банк отправляет в налоговый орган, в котором такой предприниматель учитывается как налогоплательщик, уведомление об открытии счета (п. 1.14 Инструкции № 492, п. 69.2 НКУ). В свою очередь, налоговый орган не позднее следующего рабочего дня со дня получения уведомления от банка об открытии счета обязан отправить в банк уведомление о постановке счета на учет или об отказе в постановке счета на учет с указанием оснований для отказа (п. 69.3 НКУ).
Напомним
Запрещается использовать текущие счета физических лиц (непредпринимателей) для проведения операций, связанных с осуществлением предпринимательской и независимой профессиональной деятельности (п. 7.7 Инструкции № 492). Следовательно, текущий счет, открытый на обычное физическое лицо, предприниматель не может использовать для проведения операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Этап ІV. Регистрация Книги учета
Независимо от избранной системы налогообложения, предприниматели должны вести учет результатов своей хозяйственной деятельности.
Предприниматели-общесистемщики ведут книгу учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, утвержденную приказом Миндоходов от 16.09.2013 г. № 481.
Предприниматели-единщики групп 1–3 (неплательщики НДС) ведут книгу учета доходов. Единщики группы 3 — плательщики НДС — книгу учета доходов и расходов. Обе книги утверждены приказом Минфина от 19.06.2015 г. № 579.
И общесистемщикам, и единщикам разрешается вести книгу или в бумажном, или в электронном виде. Если предприниматель решил вести книгу в электронной форме ему предварительно необходимо получить усиленные сертификаты открытых ключей, сформированные аккредитованными центрами сертификации ключей, и заключить договор о признании электронных документов с контролирующим органом.
Физлица-предприниматели обязаны зарегистрировать книги в органе ГФС, в котором они состоят на учете в порядке, предусмотренном вышеупомянутыми приказами. За нерегистрацию (неведение) соответствующих книг, по мнению фискальных органов, к предпринимателям должны применяться штрафные санкции, предусмотренные ст. 121 НКУ (510 грн, а за повторное нарушение в течение года — 1020 грн) и ст. 1641 Кодекса Украины об административных правонарушениях (предупреждение или штраф от 3 до 8 НМДГ, а в случае наложения штрафа в течение года за то же нарушение — от 5 до 8 НМДГ) — см. разъяснение из категории 103.13 и 105.13 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.sfs.gov.ua).
Особенности регистрации плательщиком единого налога
В случае если предприниматель не подавал заявления госрегистратору об избрании упрощенной системы налогообложения, это абсолютно не значит, что он не может стать единщиком. Предприниматель может подать данное заявление непосредственно в налоговый орган по месту своей регистрации (пп. 298.1.1 НКУ).
Физлица-предприниматели, которые до окончания месяца, в котором произошла их государственная регистрация, подали заявление о выборе группы 1 или 2 единого налога, считаются плательщиками единого налога с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла государственная регистрация.
Физлица-предприниматели, которые планируют работать единщиками группы 3, должны подать заявление в течение 10 дней со дня их государственной регистрации. В таком случае они считаются плательщиками единого налога со дня их государственной регистрации (пп. 298.1.2 НКУ).
Зарегистрированные в установленном порядке физические лица — предприниматели, которые до окончания месяца, в котором произошла государственная регистрация, подали заявление об избрании упрощенной системы налогообложения и ставки единого налога, установленной для группы 4, считаются плательщиками единого налога со дня государственной регистрации (пп. 298.8. 5 НКУ).
Если же предприниматель не успел подать заявление в вышеуказанные сроки, он теряет статус вновь созданного предпринимателя и теперь может стать единщиком в общем порядке — путем подачи заявления в контролирующий орган не позднее чем за 15 к.дн. до начала следующего календарного квартала.
Редакция газеты
«Интерактивная бухгалтерия»