Предприятия зачастую компенсируют своим работникам расходы на проезд по служебным делам в городском транспорте. На практике существует несколько вариантов реализации данного вопроса, и для каждого — свои особенности. Давайте разберемся, какой из них поможет предприятию сэкономить на налогах

Среди наиболее распространенных вариантов обеспечения расходов работников на служебные поездки для выполнения производственных задач следующие:

  • выдают работникам для служебных поездок (в течение рабочего дня) приобретенные предприятием проездные билеты на проезд в городском пассажирском транспорте (далее — проездные билеты), которые сразу после поездки возвращают ответственному лицу (которое ведет журнал учета выдачи проездных билетов);
  • распределяют приобретенные предприятием проездные билеты персонально между работниками, работа которых связана с постоянными разъездами, они ими пользуются как в течение рабочего дня, так и по его окончании;
  • компенсируют работникам проезд на основании предоставленных ими разовых билетов на проезд в городском пассажирском транспорте;
  • выплачивают работникам ежемесячно определенную надбавку к зарплате в фиксированном размере, предусмотренном условиями трудового (коллективного) договора;
  • предусматривают компенсацию оплаты проезда работников как социальную выплату в виде дополнительного блага, предусмотренного колдоговором.

Для каждого из перечисленных вариантов следует учесть особенности документального оформления. Поскольку именно от этого будет зависеть, можно ли расходы на проезд отнести к налоговым, как удерживать с них НДФЛ, начислять ли на них ЕСВ. Остановимся на каждом варианте отдельно.

Проездные билеты выдают только для служебных поездок

Документальное оформление. В первую очередь предприятие должно обусловить порядок использования проездных билетов в распорядительном документе (приказе, распоряжении). В данном документе стоит определить:

  • количество проездных билетов и для каких видов транспорта их следует приобрести, указывая также, что их будут использовать для решения производственных задач;
  • круг работников (должностей), которым их будут выдавать для служебных поездок. Безусловно, это должны быть работники (должности), работа которых связана с разъездами , что необходимо обусловить их функциональными (должностными) обязанностями или трудовым договором;
  • учетную форму (журнал, книгу), в которой будут вести учет использования проездных билетов. Данная форма должна содержать следующую информацию: серию и номер проездного билета, время и дату выдачи проездного; Ф.И.О. лица, которому выдан проездной; цель служебной поездки; пункт назначения, адрес, время возврата; подписи ответственного работника и работника, которому его выдавали;
  • ответственное лицо, у которого будут храниться проездные билеты и которое будет контролировать их выдачу и возврат.

 Сейчас речь идет о разъездах (поездках) в течение рабочего дня, а не о разъездном характере работ, предусматривающем выполнение работ на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения предприятия (организации), и поездки в нерабочее время от места нахождения предприятия (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно. Из письма Минтруда от 27.01.2008 г. № 5/13/116-08 (см. также письмо Минфина от 16.02.2017 г. № 31-08030-16-10/4313) следует, что работу, которую выполняет работник в пределах своего рабочего времени, нельзя рассматривать как разъездную.