Для хозрасчетных предприятий, как известно, нет обязательного нормативного документа наподобие того, которым руководствуются бюджетники. Речь идет об Инструкции о служебных командировках в пределах Украины и за границу, утвержденной приказом Минфина Украины от 13.03.1998 г. № 59 (далее — Инструкция о командировках). Именно поэтому возникает ряд вопросов по поводу оформления командировок и возмещения командировочных расходов, которые мы сейчас и рассмотрим

На самом деле некоторые предприятия могут руководствоваться нормами Инструкции о командировках. Но для начала необходимо издать приказ о применении ее положений при направлении работника в командировку. Однако в этом приказе необходимо указать, что нормы Инструкции о командировках, которые определяют размеры командировочных расходов и ограничения для бюджетников, предприятие не применяет.

Безусловно, лучше разработать отдельное Положение о служебных командировках предприятия, в котором собрать все нормы, связанные с отправлением в командировку, отчетностью за израсходованные денежные средства, подтверждающими документами и оплатой командировок. То есть за его основу можно взять положения, касающиеся командировок, из НКУ, Кодекса законов о труде Украины и некоторые — из Инструкции о командировках.

Такой документ может быть и приложением к колдоговору (при его наличии), поскольку командировка связана с исполнением трудовых обязанностей, режимом и условиями работы и особенностями оплаты труда (см. письмо Минсоцполитики от 26.04.2013 г. № 478/13/84-13).

Формы документов, по которым можно было бы определить размеры командировочных расходов (для сметы расходов или справки-расчета) и которыми командированный работник мог подтвердить не только факт пребывания в месте командировки, но и отчитываться о проделанной работе, фактически нормативно не установлены. Потому в качестве приложений к Положению о служебных командировках предприятия можно утвердить формы сметы расходов на командировки, справки-расчета на выданный аванс, отчета о проделанной работе в командировке и т.д.

Отдельное внимание стоит уделить следующим вопросам:

  • отмена командировки и возможность возмещения расходов, связанных с возвратом проездных документов;
  • задержка в командировке, определение уважительных причин задержки и возмещение расходов, связанных с задержкой;
  • временная нетрудоспособность в командировке и подтверждение этого факта, а также возможность возмещения расходов за время болезни после возвращения на место основной работы;
  • продление срока командировки и ее оформление;
  • необходимость выхода на работу в дни выбытия в командировку и прибытия из нее;
  • компенсация работы в командировке в выходные дни и за дни прибытия и выбытия, приходящиеся на выходные по графику работы предприятия.