Анализ применяемости данных НБУ о процентных ставках для целей трансфертного ценообразования

В целях соблюдения норм трансфертного ценообразования для многих налогоплательщиков актуальным является обоснование размера процентной ставки по заимствованиям от нерезидентов, что требует выбора источника информации о рыночных процентных ставках. При таких условиях налогоплательщики обращаются с вопросом: можно ли считать данные НБУ о процентных ставках достаточными для обоснования размера расходов по привлеченным денежным средствам в форме займов и межбанковских депозитов? Поскольку по данному поводу пока отсутствуют официальные разъяснения налоговых органов, проведем анализ применимости данных НБУ для целей трансфертного ценообразования

Основные принципы сопоставления коммерческих и финансовых условий сделок

С целью обоснования размера процентной ставки в контролируемых операциях относительно начисления процентов по привлеченным денежным средствам налогоплательщики обращают внимание на материалы НБУ, размещенные на официальном веб-сайте.

Субъекты контроля по трансфертному ценообразованию единодушны касательно преимуществ использования информации НБУ, поскольку данные:

  • имеют официальный статус;
  • предоставлены на основе информации о фактически осуществленных операциях субъектов хозяйствования;
  • имеют высокую степень надежности и корректности;
  • регулярно публикуются;
  • находятся в свободном доступе.

При этом вопрос применимости информационных материалов НБУ для целей трансфертного ценообразования возникает в плоскости полноты раскрытия такой публичной информации с точки зрения возможности ее комплексного сравнения с существенными условиями контролируемой операции. Так, согласно пп. 39.2.2.1 НКУ, контролируемые операции налогоплательщика можно признать сопоставимыми с неконтролируемыми, если нет значительных различий между операциями, влияющими на финрезультат при применении метода трансфертного ценообразования, или в случае, если различия могут быть устранены проведением корректировок.

В целях определения сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий сделок между несвязанными лицами с условиями контролируемой операции в случае наличия у сторон операции договоров займа в ст. 39 НКУ в редакции до 1 января 2015 года указывалось: следует учитывать такие условия операций, как: платежеспособность получателя ссуды, характер обеспечения, срок займа, валюта и прочие условия, влияющие на размер процентной ставки.

Действующая редакция ст. 39 НКУ не содержит исчерпывающего перечня критериев сопоставления договоров займа. В данном случае следует обратиться к пп. 39.2.2.2 НКУ, где приведены элементы анализа условий контролируемой и неконтролируемой операций, в частности, функциональный анализ. Он предполагает сопоставление таких элементов контролируемой и неконтролируемой операций, как: функции, выполняемые сторонами сделки, активы, которые ими используются, условия распределения между сторонами сделки рисков и выгод. Риски сторон являются ключевыми условиями, характеризующими операции по начислению процентов по привлеченным денежным средствам. Анализ рисков, учитывая их перечень в пп. 39.2.2.3 НКУ, предусматривает учет конкретных условий при сопоставлении контролируемых и неконтролируемых операций:

  • кредитный риск — сопоставление платежеспособности (кредитного рейтинга) заемщиков/долговых инструментов, сравнение характера обеспечения по займам;
  • риск изменения процентных ставок — учет срока займов (срок до погашения) и характера процентных ставок по ним (фиксированные либо плавающие);
  • риск, связанный с изменением официального курса гривни к иностранной валюте, установленного НБУ, — учет валюты займов, которые сопоставляются;
  • риск ликвидности — анализ прав/требований досрочного погашения по займам.

Вместе с тем в большинстве случаев данные о процентных ставках в информационных материалах НБУ не содержат достаточной информации о рисках сторон сделки в связи с агрегированным форматом данных. Поэтому эти данные не позволяют сделать выводы касательно сопоставимости данных с условиями контролируемой операции.

Исходя из формата данных НБУ о процентных ставках можно определить два типичных ограничения касательно их использования для целей трансфертного ценообразования:

1) отсутствие информации о степени кредитного риска в операциях;

2) отсутствие информации о связи сторон сделки.

Отсутствие информации о степени кредитного риска в операциях проявляется в отсутствии подачи данных НБУ в разрезе кредитных рейтингов заемщиков/депозитных учреждений (например, рейтинги, присвоенные уполномоченными рейтинговыми агентствами в Украине, рейтинги международных агентств, оценки которых официально признаются в Украине). Отсутствие детализации является существенным ограничением при построении рыночного диапазона процентных ставок, поскольку уровень кредитоспособности заемщика напрямую влияет на уровень процентной ставки по его заимствованиям.

Также формат предоставления данных в информационных материалах НБУ не содержит информации о независимости лиц, осуществляющих операции по привлечению/размещению денежных средств на условиях платности. Таким образом, нельзя говорить, что операции, по которым предоставлена процентная ставка, были проведены с соблюдением принципа «вытянутой руки», предусмотренного  ст. 39 НКУ.

Кроме типовых ограничений по использованию данных НБУ для целей трансфертного ценообразования, отдельные информационные материалы госрегулятора имеют свою индивидуальную специфику касательно использования, которую мы приведем ниже.

Анализ возможности использования отдельных информационных материалов НБУ

Анализ специфики отдельных информационных материалов НБУ о процентных ставках для целей трансфертного ценообразования приведем в разрезе отдельных публикаций.

Учетная ставка НБУ

Источник: сайт НБУ

Согласно постановлению Правления НБУ «Об утверждении Положения о процентной политике Национального банка Украины» от 18.08.2004 г. № 389, учетная ставка НБУ является монетарным инструментом, с помощью которого Нацбанк устанавливает для субъектов денежно-кредитного рынка ориентир касательно стоимости привлечения и размещения денежных средств. Учетная ставка НБУ является индикатором ставок для активных и пассивных операций НБУ и первично сама по себе не является фактической ставкой кредитования, а потому не может быть использована как рыночная процентная ставка для целей трансфертного ценообразования.

Стоимость кредитов по данным статистической отчетности банков Украины

Источник: сайт НБУ

Данная информация важна, поскольку приведена с учетом отдельных дней, что важно с точки зрения учета рыночной конъюнктуры. Однако использование данных публикаций ограничено ввиду следующего:

  • предоставление агрегированных данных по заемщикам без распределения по кредитоспособности;
  • отсутствие данных о наличии и характере обеспечения по кредитам (например, недвижимость, поручительство и т.п. );
  • согласно критерию срока, кредиты разделены на группы «Краткосрочные» и «Долгосрочные», однако в группе отсутствует более детализированное разделение в зависимости от сроков погашения кредитов, что существенно влияет на применимость средневзвешенной процентной ставки. Необходимость детализации по срокам особенно важна, если в расчете средневзвешенной процентной ставки принимают участие валюты, характеризующиеся различными темпами обесценения, например, гривня по отношению к доллару США;
  • в соответствии с критерием валюты, она подразделяется на национальную и иностранную. Однако в пределах иностранной валюты нет дифференциации по валютам, характер обесценения/укрепления которых может отличаться, что напрямую влияет на процентную ставку.

Стоимость срочных депозитов по данным статистической отчетности банков Украины

Источник: сайт НБУ

Как и в предыдущем случае, использования данных ограничено ввиду следующего:

  • отсутствие дифференциации процентной ставки в зависимости от кредитоспособности банков;
  • по критерию срока депозиты распределены на группы «Краткосрочные» и «Долгосрочные», однако, как было упомянуто выше, данная агрегация в группе существенно влияет на размер процентной ставки в зависимости от фактического количества дней конкретного депозита, что особенно актуально для заимствований в гривне;

Таким образом, использование вышеприведенных публикаций также ограничено.

Процентные ставки по новым кредитам в иностранной валюте нефинансовым корпорациям в разрезе сроков погашения и валют

Источник: сайт НБУ

Использование таких данных ограничено ввиду следующего:

  • предоставление агрегированных данных касательно заемщиков без распределения по кредитоспособности;
  • отсутствие данных касательно характера обеспечения по кредитам;
  • отсутствует раскрытие информации в разрезе дней, что ограничивает возможности учета рыночной конъюнктуры финансового рынка.

Следовательно, использование данных публикаций для целей трансфертного ценообразования также оказывается ограниченным.

Процентные ставки по новым кредитам нефинансовым корпорациям по видам экономической деятельности и видам валют

Источник: сайт НБУ

Приведенные данные являются детализированными по месяцам для кредитов в виде овердрафтов в гривне. Однако, как и в предыдущем случае, их использование ограничено из-за:

  • предоставления агрегированных данных по заемщикам без разделения их по кредитоспособности;
  • отсутствия данных о характере обеспечения по кредитам;
  • отсутствия раскрытия информации в разрезе дней.

Процентные ставки по новым кредитам другим депозитным корпорациям-резидентам

Источник: сайт НБУ

В данном случае ограничения заключаются в следующем:

  • часть информации представлена в разрезе валют — гривня либо иностранная валюта, но без распределения по срокам, что не дает возможности применить средневзвешенную процентную ставку;
  • часть информации детализирована в разрезе сроков погашения до одного года, но отсутствует информация о разделении в зависимости от валюты кредита;
  • данные представлены в агрегированном виде по заемщикам без дифференциации по кредитоспособностью;
  • отсутствуют данные о характере обеспечения по кредитам.

Таким образом, использование данных публикаций для целей контроля за трансфертным ценообразованием в банковской сфере является существенно ограниченным. Аналогичные утверждения справедливы и касательно публикаций по межбанковским депозитам.

Процентные ставки по активным и пассивным операциям НБУ, результаты проведения операций НБУ по регулированию ликвидности банков

Источник: сайт НБУ

Источник: сайт НБУ

Процентные ставки по депозитным сертификатам «овернайт» и по количественному тендеру размещения депозитных сертификатов НБУ имеют ограниченное применение, поскольку заемщиком в данном случае выступает Национальный банк Украины. Характер обеспечения в данных операциях и специфика кредитоспособности государственного регулятора, а также цель проведения этих операций не могут быть аналогами для украинских коммерческих учреждений. Поэтому использование таких процентных ставок существенно ограничено для целей определения рыночной процентной ставки иными субъектами хозяйствования.

Процентные ставки НБУ по кредитам «овернайт», по количественному тендеру по рефинансированию банков и средневзвешенная процентная ставка по тендерам по поддержанию ликвидности банков имеют ограниченное применение из-за следующих факторов:

  • целью данной операции является не получение прибыли, а регулирование ликвидности коммерческих банков, проведение денежно-кредитной политики НБУ;
  • отсутствует информация о кредитоспособности заемщиков в случае бланковых кредитов, а для иных кредитов — о кредитоспособности заемщика и обеспечении по кредитам.

Таким образом, данные операции НБУ имеют целью регулирование ликвидности банков, а также выполнение НБУ функции кредитора последней инстанции с учетом ситуации на денежно-кредитном рынке, поэтому использование процентных ставок по таким операциям существенно ограничено в целях контроля за трансфертным ценообразованием.

Выводы и рекомендации

Основываясь на вышеприведенном анализе, следует отметить: использование информационных материалов Нацбанка для определения рыночного уровня процентных ставок для целей трансфертного ценообразования имеет ряд существенных ограничений.

В случае отсутствия внутренних сопоставимых неконтролируемых операций налогоплательщиков исходя из международного опыта уместным будет обоснование процентных ставок по привлеченным средствам путем анализа доходности к погашению ценных бумаг, основываясь на информации о заключенных договорах на отечественных фондовых биржах, исходя из данных информационно-аналитических агентств либо информации о заключенных сделках по кредитованию со специализированных баз данных. Доступ к таким базам данных является платным, однако он позволяет провести поиск операций, максимально соответствующих заданным критериям сопоставимости, учесть все существенные риски сторон операции, влияющие на ценообразование, а следовательно, достоверно определить рыночный диапазон процентных ставок касательно контролируемой операции.

Действующее законодательство о трансфертном ценообразовании не содержит ссылок на использование конкретных источников информации, как и не определяет непосредственный формат предоставления данных. При этом пп. 39.5.3.1 НКУ определяет: налогоплательщик может использовать любые источники информации, являющиеся общедоступными и предоставляющие информацию о сопоставимых операциях и связанных лицах.

Налоговые органы в Украине еще не высказали официальной позиции касательно степени использования специализированных баз данных для целей трансфертного ценообразования. В то же время, исходя из неофициальной позиции налоговых органов, использование баз данных информационно-аналитических агентств является приемлемым, а формат предоставления данных — произвольным, однако таким, который бы полностью раскрыл условия неконтролируемых операций.

Поэтому выбор источника информации для целей трансфертного ценообразования должен проводиться налогоплательщиком на основании индивидуального подхода для каждого отдельного займа либо депозита, с учетом всех существенных условий контролируемой и неконтролируемой операций с целью обеспечения максимального уровня их сопоставимости и, как результат, — дальнейшего формирования последовательной, устойчивой и аргументированной позиции во время диалога между налогоплательщиками и налоговыми органами.