Ремонт частного жилья за бюджетные средства: законно ли и целесообразно ли

«Не бывает никаких государственных денег, есть только деньги налогоплательщиков».
Маргарет Тэтчер

Достаточно часто звучат возмущения граждан по поводу непрозрачного и предвзятого использования бюджетных средств на ремонт многоэтажек, в которых все квартиры приватизированы. Их можно понять, ведь фактически речь идет о ремонте частного жилья граждан, и при этом объекты ремонта нередко выбираются по никому неизвестным критериям. Причем одним дают деньги на ремонт чуть ли не ежегодно, другим — нет, а почему, никто не объясняет.

Суть проблемы

На первый взгляд может показаться, что ремонт многоэтажек — это положительное явление. Разве не может наше «богатое» государство, власти которого еще месяц назад говорили о том, что стране грозит «дефолт», себе это позволить?

Однако анализ ситуации, в частности, в городах районного значения (а иногда — и в областных) свидетельствует: городские советы утвердили такие бюджетные программы на 2015 год, к примеру, как «Программа капитальных ремонтов жилищного фонда города». При этом в перечень объектов жилищного фонда, на ремонт которых выделяет средства местный совет, попадают и многоквартирные дома с приватизированными квартирами.

Напомним!

К объектам приватизации относятся квартиры многоквартирных домов, одноквартирные дома, жилые помещения в общежитиях (жилые комнаты, жилые блоки (секции), комнаты в квартирах и одноквартирных домах, где проживают два и более нанимателей, используемые гражданами на условиях найма (ч. 1 ст. 2 Закона Украины «О приватизации государственного жилищного фонда» от 19.06.1992 г. № 2482-XII, далее ― Закон о приватизации).

Ремонты жилищного фонда обычно включают: ремонт кровли, внутренних систем электроснабжения, водоотвоведения, капремонт лифтов, отделки и капремонт фасадов, капремонт панельных стыков, балконов.

Однако выделение денежных средств на ремонты осуществляется непрозрачно (хотя зачастую даже конкурсы проводят, но чисто формально). Да и проведение капремонтов — это «лакомый кусочек» для нечистых на руку чиновников и ответственных исполнителей бюджетных программ. Поэтому и вырисовываются негативные нюансы при выделении денежных средств из местных бюджетов на капремонт многоэтажек.

Первый аспект — действует старая система «откатов» при капремонтах, которая прижилась еще в советское время и сейчас тоже процветает (только процент меняется — 10%, 15%, 20%, а то и более). Нет сомнения, что среди депутатов местных советов, мэров и чиновников местного самоуправления есть порядочные и честные люди, но, к сожалению, они не в большинстве. Поэтому бюджетные средства на проведение капремонтов жилищного фонда часто выделяются «нужным» людям и доверенным исполнителям бюджетных программ.

Если просмотреть перечень объектов капитального ремонта, включенных в программу проведения ремонта жилищного фонда, увидим, что ответственным исполнителем, как правило, выступает одно и то же коммунальное предприятие, а денежные средства на одни объекты выделяют почти каждый год, а на другие — вообще не выделяют. Поэтому справедливости здесь не стоит искать. Удивляются и жители многоэтажек, которые не понимают, почему в их доме 5 этажей отремонтировали дважды в течение двух лет, а остальные 4 этажа не ремонтируют. Поэтому, о какой экономии и рациональном использовании бюджетных средств можно говорить в данном случае!

Второй аспект — капремонт жилищного фонда стал заезженной темой для предвыборных программ кандидатов в народные депутаты, депутаты местных советов и в мэры. Ведь если перед началом избирательной кампании отремонтировать жилую многоэтажку, то все ее жители пополнят электорат кандидата. А для тех, кто был избран на предыдущих выборах и снова хочет стать народным избранником, это сделать еще проще. Поскольку местные выборы не за горами, данная тема сейчас стала актуальной. Достаточно интересная статья «Избирательный бюджет – 2015»  по поводу капремонта жилищного фонда была опубликована в Вестнике общественной организации «ЗЕОН».

К сожалению, кандидаты в депутаты местных советов и мэры еще на старте предвыборной кампании забывают, что их избрание — это волеизъявление народа, и избирают их для того, чтобы они исполняли волю народа (или обеспечивали интересы территориальной общины), а не обогащались и удовлетворяли в первую очередь собственные интересы. А реалии таковы, что кандидаты довольно часто дают обещания и используют для собственного пиара именно возможности и средства местных бюджетов.

Поэтому напомним: откуда берутся бюджетные средства, выделяемые, в том числе и на капитальные ремонты, реконструкцию, модернизацию жилых многоэтажек?

Бюджетные средства — природа и суть

Бюджетные средства (средства бюджета) — это надлежащие согласно законодательству поступления бюджета и расходы бюджета (п. 11 ч. 1 ст. 2 БКУ). Но такая сухая формулировка не раскрывает полностью сути и определения бюджетных средств.

Говоря на простом языке — это средства, уплаченные в бюджет в виде налогов и сборов гражданами, предприятиями, предпринимателями. А на что будут направлены данные средства, определяют в государственном и местных бюджетах на следующий год, которые утверждают, соответственно, Верховная Рада и местные советы.

Кто решает, на что будут расходоваться бюджетные средства?

На какие цели будут расходоваться бюджетные средства (бюджетные назначения и ассигнования), определяют в законе о Государственном бюджете Украины и решениях о местных бюджетах на бюджетный год (ст. 23 БКУ). Закон о Госбюджете принимает Верховная Рада, а решение о местном бюджете — соответствующий местный совет.

Напомним

Территориальными общинами сел, поселков, городов осуществляется местное самоуправление как непосредственно, так и через сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы. Следовательно, граждане реализуют свое право на участие в местном самоуправлении по принадлежности к соответствующим территориальным общинам.

Именно избранные нами депутаты местных советов (в интересах общества) определяют, сколько бюджетных средств в бюджетном году пойдет на образование, культуру, здравоохранение, капремонт жилищного фонда, ремонт дорог, уличное освещение, оздоровление детей и прочие нужды общин.

Проведем аналогию с доходами и расходами рядового гражданина. Если, скажем, мы получаем зарплату, то сразу планируем, что можно себе на нее позволить в первую очередь: оплатить коммунальные услуги, отложить на продукты и прочие повседневные нужды или купить дорогую бытовую технику и поехать на отдых, сэкономив на других расходах. То же самое должно происходить и на государственном и местном уровнях, и прежде всего расходы из бюджета должны обеспечивать финансирование социальной сферы. А если уже говорить о ремонтах и содержании прочих объектов, то, пожалуй, это должны быть дороги, уличное освещение, парки и другие блага, которыми пользуются все жители, а не жители отдельных многоэтажек. А мэру и депутатам местных советов необходимо руководствоваться именно интересами общины, а не собственными.

Поэтому сейчас гражданам самое время задуматься, кого они будут избирать в местные советы, и задать себе вопрос: может ли человек, выдвинувший свою кандидатуру в депутаты, представлять интересы рядового гражданина, а не лоббировать собственные? Ведь народных депутатов мы уже избрали год назад, и теперь возникает вопрос: что же с ними произошло за такой краткий период: они слишком быстро изменились либо мы сами себя позволили обмануть?

Существуют ли законные основания для расходования бюджетных средств на ремонт частных многоэтажек

Закон о Государственном бюджете на 2015 год вообще не предусматривает возможности расходовать бюджетные средства на ремонт частных многоэтажек.

Денежные средства местного бюджета могут направляться на капитальный ремонт и реконструкцию объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства (ч. 2 ст. 71 БКУ).

Для справки

Система жилищно-коммунального хозяйства представлена производителями и потребителями жилищно-коммунальных услуг. А жилищно-коммунальное хозяйство — это совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, поселков и сел. Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства также обслуживают промышленные предприятия, обеспечивая их водой, электроэнергией, газом, теплом.

Из местных бюджетов всех уровней, согласно п.п. 5 и 13 ч. 1 ст. 91 БКУ, могут осуществляться расходы, в частности, на:

местные программы жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства населенных пунктов;

мероприятия в сфере жилищно-коммунального хозяйства по строительству и реконструкции водопроводных и канализационных очистных сооружений, доочистки питьевой воды;

модернизацию систем теплоснабжения;

замену природного газа альтернативными видами топлива;

модернизацию и ремонт лифтового хозяйства;

реконструкцию и ремонт жилых домов (логично, что такие дома (или их часть) должны находиться в собственности территориальной общины либо принадлежать социально незащищенным категориям граждан);

оснащение жилого фонда домовыми средствами учета энергоносителей и потребления воды;

программы капитального ремонта, реконструкции, строительства сетей наружного освещения улиц, капитального ремонта общежитий, передаваемых в собственность территориальных общин;

производство энергосберегающих технологий.

Как именно расходовать средства местного бюджета, определяют соответствующие местные советы, принимая решение о местном бюджете. При этом к собственным полномочиям сельских, поселковых и городских советов согласно Закону Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.1997 г. № 280/97-ВР (далееЗакон № 280) относятся:

выполнение либо делегирование на конкурсной основе генеральной строительной организации функций заказчика на строительство, реконструкцию и ремонт жилья, прочих объектов социальной и производственной инфраструктуры коммунальной собственности (пп. 2 п. «а» ч. 1 ст. 31);

проведение капитального ремонта жилья для отдельных социально незащищенных категорий граждан: инвалидов, ветеранов войны и труда, семей погибших (умерших или признанных пропавшими без вести) военнослужащих, военнослужащих, уволенных в запас или отставку, инвалидов с детства, многодетным семьям (пп. 2 п. «а» ч. 1 ст. 34);

содействие созданию объединений сособственников многоквартирных домов в соответствии с утвержденными местным советом программами (пп. 3 п. «а» ч. 1 ст. 30).

Так, можно ли на капитальный ремонт жилых домов с приватизированными квартирами направлять бюджетные средства?

Недавно Минрегионстрой в письме от 29.07.2015 г. № 8/9-2218-15 сделал вывод на основании ч. 7 ст. 10 Закона о приватизации, что бывшие владельцы (государство и территориальные общины), которые владели многоквартирными домами до момента приватизации, обязаны принимать участие в финансировании их ремонта и способствовать организации его проведения. Следовательно, по его мнению, органы местного самоуправления и в дальнейшем могут (и должны) принимать участие в финансировании капитального ремонта домов на основании принятых соответствующих программ. Однако из действующих нормативно-правовых актов такой вывод не напрашивается.

Во-первых, не стоит забывать, что капитальные расходы, в том числе на капитальный ремонт жилых домов, осуществляется за счет бюджета развития местных бюджетов. А виды поступлений, зачисляемых в него, определены ч. 1 ст. 71 БКУ. Поэтому местному совету нужно выбирать: провести за полученные бюджетные средства капитальный ремонт и реконструкцию школ, больниц или потратить их на капитальный ремонт приватизированной многоэтажки?

Во-вторых, во исполнение ч. 7 ст. 10 Закона о приватизации был разработан и утвержден постановлением КМУ от 08.10.1992 г. № 572 Порядок участия в организации и финансировании ремонта приватизированных жилых домов их бывших владельцев (далее Порядок № 572). Если в доме приватизированы не все квартиры, то при проведении первого после приватизации дома ремонта бывший собственник дома (например, территориальная община) обязан принять долевое участие в финансировании стоимости ремонта приватизированной квартиры, а ремонт неприватизированной части дома финансируется его бывшим владельцем в полном объеме (п.п. 4 и 5 Порядка № 572). Этот документ достаточно старый, но не утратил силу и сегодня. Впрочем, несмотря на то, что местные советы включают в программы ремонта жилищного фонда ремонт приватизированных многоэтажек, на него никто и ранее не обращал внимание. Что же в свежей нормативке?

В-третьих, каждый сособственник наделен обязанностями касательно надлежащего содержания, эксплуатации, реконструкции, реставрации, текущего и капитального ремонтов, технического переоснащения общего имущества многоквартирного дома пропорционально его доле сособственника (ч. 2 ст. 7 и п. 5 ч. 2 ст. 10 Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме» от 14.05.2015 г. № 417-VIII, далееЗакон № 417). Поэтому если доли собственности территориальной общины или государства в многоэтажке нет, то и обязанности ее ремонтировать тоже нет.

Следовательно, сельские, поселковые и городские советы не обязаны осуществлять ремонт в частных многоэтажках или софинансировать проведение ремонтов (если территориальной общине не принадлежит часть в них).

Учитывая вышесказанное, законных оснований для выделения средств местного бюджета на ремонт частного жилья нет. Исключением являются только капитальные ремонты жилья социально незащищенных категорий граждан и ремонт многоэтажке (в которых доля собственности принадлежит территориальным общинам), но решение о выделении бюджетных средств с данной целью принимают местные советы.

Поскольку государство и местные органы самоуправления заинтересованы в развитии ОСМД, они разрабатывают и утверждают государственные и местные программы содействия, которыми могут воспользоваться ОСМД.

Капремонту многоэтажек, создавших ОСМД, — зеленый свет!

Следует отметить, что сособственники (собственники квартир и нежилых помещений) многоквартирного дома обязаны обеспечивать техническое обслуживание и при необходимости — проведение текущего и капитального ремонтов общего имущества многоквартирного дома (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона № 417).

Поскольку создание ОСМД — наиболее оптимальная форма управления общим имуществом в многоквартирном доме, государство создает условия для стимулирования и всестороннего содействия созданию ОСМД. Учитывая то, что государство и местные советы оказывают помощь именно многоэтажкам, в которых созданы ОСМД, стоит воспользоваться данной возможностью.

Для жителей многоэтажек, еще не создавших ОСМД, это должно стать стимулом для создания таких объединений. Просто посчитайте, сколько вы заплатили ЖЭКу в течение последнего года, пяти, десяти лет — сумма будет кругленькая. Так куда ушли эти деньги?

А создав ОСМД, жители многоэтажки участвуют в решении вопросов по содержанию и эксплуатации многоквартирного дома, пользованию общим имуществом в таком доме, включая текущий ремонт, содержанию многоквартирного дома и придомовой территории, водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению и отоплению, вывозу бытовых отходов (ч. 1 ст. 22 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» от 29.11.2001 г. № 2866-III, далееЗакон № 2866).

Так, ОСМД по решению общего собрания имеет право:

удовлетворять указанные потребности самостоятельно путем самообеспечения;

определять управляющего, исполнителей отдельных жилищно-коммунальных услуг, с которыми все сособственники заключают соответствующие договоры;

выступать коллективным потребителем (заказчиком) всех или части жилищно-коммунальных услуг.

Самостоятельное обеспечение объединением содержания и эксплуатации многоквартирного дома, пользование общим имуществом в многоквартирном доме могут осуществляться непосредственно сособственниками, а также путем привлечения физических и юридических лиц на основании заключенных договоров. Поэтому сособственники многоэтажки, создавшие ОСМД, могут выбрать исполнителей жилищно-коммунальных услуг, учитывая стоимость данных услуг, и требовать предоставления их надлежащего качества.

Естественно, что одной из проблем, которой опасаются все жители многоэтажек, является то, что они вынуждены самостоятельно (за свой счет) осуществлять ремонт дома, чтобы привести его в надлежащее состояние, а когда дому уже 20 и более лет, то это огромные средства. Однако данная проблема частично решается именно для жителей многоэтажек, которые создали ОСМД. Ведь, чтобы им помочь, внедрен ряд мероприятий на государственном и местном уровнях.

Заметим: денежные средства ОСМД включают и средства государственного и/или местного бюджетов, полученные на условиях совместного финансирования для содержания, реконструкции, реставрации, проведения текущего и капитального ремонтов, технического переоснащения многоквартирных домов (абз. 9 ч. 1 ст. 21 Закона № 2866). А среди полномочий сельских, поселковых и городских советов — содействие созданию ОСМД. Поэтому во многих селах, поселках и городах действуют программы содействия созданию ОСМД, предусматривающие софинансирование местных бюджетов при проведении капитальных ремонтов многоэтажек, в которых созданы ОСМД.

Государство также оказывает поддержку ОСМД в виде частичной компенсации кредитов, взятых на приобретение энергосберегающего оборудования и материалов, а местные программы по энергосбережению в некоторых регионах обеспечивают еще и частичное возмещение процентов по кредитам. Подробно об этом мы рассказывали в статье «Государственная поддержка населению и ОСМД по программам энергосбережения».

Подытожим

Таким образом, если мы все стремимся, чтобы Украина стала европейским государством, пожалуй, следует начать с изменения стереотипов нашего мышления и задуматься о своих правах — правах гражданина в нашем государстве, гарантированных Конституцией. А создание ОСМД — это первый шаг к тому, чтобы граждане сами навели порядок в собственном доме, а также присоединились к наведению порядка во всей стране. Ведь от каждого из нас зависит очень много, нужно только это осознать.

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

Експерт

На информационном портале для сособственников многоквартирных домов Вы найдете больше информации о:

  • выборе формы управления многоквартирным домом;
  • оформлении договорных отношений с поставщиками услуг;
  • получении государственной поддержки на осуществление энергоэффективных мероприятий;
  • создании и организации деятельности ОСМД.