Как будут штрафовать нарушителей законодательства о занятости населения

(комментарий к постановлению КМУ «Об утверждении Порядка наложения штрафов за нарушение законодательства о занятости населения» от 17.07.2013 г. № 509, далее — Порядок № 509)

Комментируемый Порядок № 509 является очередным нормативным документом, принятым во исполнение Закона Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI (далее — Закон о занятости), который заработал с 01.01.2013 г. На этот раз — во исполнение ст. 53 «Ответственность за нарушение законодательства о занятости населения» Закона о занятости.

Порядок № 509 определяет механизм наложения на субъектов хозяйствования и работодателей штрафов за нарушение законодательства о занятости населения. Он вступил в силу 10.08.2013 г. (опубликован в «Урядовому кур’єрі» за 10.08.2013 г. № 144).

Итак, ч.ч. 2–7 ст. 53 Закона о занятости предусмотрено наложение штрафов в следующих размерах (см. таблицу):

Таблица

№ п/п

Нарушение

Размер штрафа

Основание

1

Невыполнение работодателем в течение года квоты для трудоустройства граждан, указанных в ч. 1 ст. 14 Закона о занятости (категории граждан, имеющих дополнительные гарантии в содействии трудоустройству)

двукратный размер МЗП1, установленной на момент выявления нарушения за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах соответствующей квоты

ч. 2 ст. 53 Закона о занятости

2

Осуществление субъектом хозяйствования деятельности по посредничеству в трудоустройстве за рубежом без получения соответствующей лицензии или наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя без соответствующего разрешения

двадцатикратный размер МЗП, установленной на момент выявления нарушения

ч. 3 ст. 53 Закона о занятости

3

Непредоставление или нарушение порядка предоставления субъектом хозяйствования — посредником в трудо­устройстве сведений о трудоустроенных им лицах

двадцатикратный размер МЗП, установленной на момент выявления нарушения

ч. 4 ст. 53 Закона о занятости

4

Применение работодателем труда иностранцев или лиц без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса касательно предоставления статуса беженца:

  • на условиях трудового или иного договора без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства;
  • на иных условиях, нежели те, которые предусмотрены указанным разрешением или другим работодателем
  • двадцатикратный размер МЗП, установленной на момент выявления нарушения за каждое лицо;
  • десятикратный размер МЗП, установленной на момент выявления нарушения за каждое лицо

ч. 5 ст. 53 Закона о занятости

5

Непредоставление или нарушение порядка предоставления работодателем данных о запланированном массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования за два месяца до такого высвобождения

четырехкратный размер МЗП, установленной на момент выявления нарушения

ч. 6 ст. 53 Закона о занятости

6

Получение от граждан, которым предоставлены услуги по посредничеству в трудоустройстве в Украине, гонораров, комиссионных и других вознаграждений

десятикратный размер МЗП, установленной на момент выявления нарушения

ч. 7 ст. 53 Закона о занятости

Итак, кто и каким образом будет налагать указанные штрафы?

Кто будет налагать штрафы

Штрафовать за нарушение норм законодательства о занятости населения имеют право Председатель Гоструда, его заместители, начальники управлений и отделов Гоструда и их заместители (по вопросам, относящимся к их компетенции), начальники территориальных органов Гоструда и их заместители (далее — уполномоченные лица Гоструда). Данные вопросы относятся именно к их компетенции.

Порядок наложения штрафов

Если в ходе проверки выявлены признаки нарушения законодательства о занятости населения, уполномоченное лицо Гоструда составляет акт. На его основании не позднее нежели через 10 дней со дня его составления принимается решение о рассмотрении дела о наложении штрафа.

После принятия такого решения дело должно быть рассмотрено в течение 15 дней. Данный срок может быть продлен по обоснованному ходатайству предприятия, но не более чем на 10 дней. К сожалению, законодатель пока не определяет, какими именно аргументами должна быть подтверждена «обоснованность» продления сроков. Но известно, что право на продление срока рассмотрения дела имеет исключительно Председатель Гоструда или его заместители.

Обратите внимание!

Гоструда (его территориальные органы) должны уведомить субъектов и работодателей о назначении даты рассмотрения дела письменно не позднее чем за 5 дней до даты рассмотрения.

Уведомление может быть осуществлено путем направления заказным письмом, телеграммой, телефаксом, телефонограммой или путем вручения представителям предприятия, о чем на копии уведомления, которая остается в Гоструда, делается соответствующая отметка, заверенная подписью такого представителя.

Важно!

Дело должно рассматриваться при участии представителя предприятия или работодателя, касательно которого оно возбуждено. Однако, если представитель предприятия был надлежащим образом проинформирован о дате рассмотрения дела и не явился и не предоставил обоснованного ходатайства о перенесении даты рассмотрения  дело может рассматриваться в его отсутствие.

По результатам рассмотрения дела на основании акта уполномоченное лицо Гоструда принимает решение по делу в форме постановления о наложении штрафа. Постановление составляется в 2-х экземплярах по установленной Минсоцполитики форме, из которых:

  • один остается в Гоструда;
  • второй направляется в течение 3 дней субъекту хозяйствования или работодателю, относительно которого принято постановление (выдается его представителю с соответствующей отметкой, заверенной подписью такого представителя).

При отправке экземпляра постановления по почте в материалах дела делается соответствующая отметка.

Порядок уплаты штрафов

На уплату штрафа предприятию-нарушителю отводится месяц со дня принятия постановления о его наложении. Об уплате штрафа субъект хозяйствования или работодатель должен уведомить
Гоструда
. Но пока форма уведомления не определена, для подтверждения факта уплаты штрафа предприятию целесообразно предоставить уполномоченному лицу Гоструда расчетные документы (платежные поручения или корешки приходных документов) с отметкой учреждения банка, предприятия связи о списании денежных средств с расчетного счета плательщика или приеме платежей наличными.

Важно!

Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в судебном порядке.

Обратите внимание!

Неоплаченные добровольно штрафы взыскиваются в судебном порядке:

  • территориальными органами Государственной службы занятости на основании материалов дела, которые передаются им территориальными органами Гоструда (касательно штрафов по ч.ч. 2, 5 и 6 ст. 53 Закона о занятости);
  • территориальными органами Гоструда (относительно штрафов по ч.ч. 3, 4 и 7 ст. 53 Закона о занятости).

Поскольку ни формы акта о нарушении законодательства о занятости населения, ни формы постановления о наложении штрафов за данные нарушения КМУ не утвердил, в ближайшее время, вероятно, следует ожидать новых нормативов в сфере ответственности за нарушение законодательства о занятости. Ведь без упомянутых форм Порядок № 509 заработать в полную силу не сможет.

София ВОЙЦЕХОВСКИ,

юрист
газеты «Интерактивная бухгалтерия»

1 МЗП — минимальная заработная плата.