Вопросов об определении страхового стажа при назначении страховых выплат не становится меньше. Несмотря на то что сейчас появилась возможность получить информацию о страховом стаже из Реестра застрахованных лиц в электронном виде, возникают вопросы по поводу достоверности полученных сведений.
Итак, выясним, как сегодня подсчитывать страховой стаж для больничных и декретных и о какие подводные камни можно споткнуться

Как определяют страховой стаж для больничных и декретных

Информацию о страховом стаже заполняют на обратной стороне листка нетрудоспособности работники кадровой службы или другое уполномоченное на это лицо. Так откуда они должны брать данные о страховом стаже?

Сначала выясним, какие именно периоды засчитывают в страховой стаж.

Страховой стаж — это период (срок), в течение которого лицо подлежало страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и за который ежемесячно уплачены им и работодателем или им страховые взносы в сумме не менее минимального страхового взноса (ч. 1 ст. 21 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.1999 г. № 1105, далееЗакон о соцстрахе).

Также в страховой стаж для оплаты больничных и декретных включаются как периоды, за которые уплачены страховые взносы в размере минимального страхового взноса:

  • период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста;
  • период получения выплат по отдельным видам социального страхования: пособия по временной нетрудоспособности; пособия по беременности и родам; пособия по безработице; пособия вследствие несчастного случая на производстве; пенсии по инвалидности.

Напомним

Минимальный страховой взнос — сумма единого взноса, определяемая расчетный путем как произведение размера минзарплаты на размер взноса, установленный законом на месяц, за который начисляется зарплата (доход), и подлежащая уплате ежемесячно (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI, далее — Закон о ЕСВ).

Страховой стаж исчисляется по данным персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее — Госреестр), а до его введения — в порядке и на условиях ранее действовавшего законодательства (ч. 2 ст. 21 Закона о соцстрахе).

Согласно ч. 4 ст. 21 данного Закона к страховому стажу приравниваются:

  • трудовой стаж, приобретенный работником за период работы на условиях трудового договора (контракта) до вступления в силу Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-ІІІ (далее Закон № 2240);
  • периоды, начиная с 1 января 2016 года, в течение которых лицо не подлежало страхованию согласно данному Закону, но им или работодателем за него уплачен единый взнос в соответствии с Законом о ЕСВ.

Сведения о страховом стаже можно получить в соответствии с Положением о реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, утвержденным постановлением Правления ПФУ от 18.06.2014 г. № 10-1 (далее Положение № 10-1). Они предоставляются страхователям и застрахованным лицам по следующим формам:

Фонд соцстраха в разъяснении от 15.11.2018 отмечает: приложение 9 можно использовать в полном объеме для определения страхового стажа только с 01.01.2016, а за периоды с 01.01.2011 по 31.12.2015 его необходимо исчислять, используя справки по форме ОК-5 или форме ОК-7.

Минсоцполитики в письме от 27.04.2018 г. № 613/0/51-18/218 также говорит: с 01.01.2016 периоды, которые засчитывают в страховой стаж по страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и по пенсионному страхованию, являются одинаковыми.

Следовательно, основной проблемой для страхователя является отсутствие возможности получить достоверную информацию об имеющемся страховом стаже для назначения страховых выплат и матобеспечения. Ведь Реестр застрахованных лиц первично создавался для накопления информации о страховом стаже для назначения пенсии. Поэтому фактически он отдельно не накапливает сведений о страховом стаже для назначения страховых выплат и матобеспечения.

Форма ОК-5 содержит страховой стаж исключительно для назначения пенсии, поэтому за периоды до 01.01.2011 необходимо дополнительно анализировать данные трудовой книжки.

Страховой стаж за предыдущие периоды