Многие предприятия, осуществляющие наличные расчеты за реализованные товары/услуги, используют при таких расчетных операциях кассовые аппараты. Поэтому бухгалтеры, которые сталкиваются с регистраторами расчетных операций (далее — РРО), интересуются, как учитывать в бухгалтерском и налоговом учете кассовый аппарат в случае ввода его в эксплуатацию, куда списывать расходы, понесенные во время его использования. Обо всем этом мы и расскажем в нашей статье

Прежде всего предлагаем вспомнить, что РРО — это устройство или программно-технический комплекс, в котором реализованы фискальные функции и который предназначен для регистрации расчетных операций при продаже товаров (предоставлении услуг), операций по купле-продаже иностранной валюты и/или регистрации количества проданных товаров (предоставленных услуг).

К РРО относятся: электронный контрольно-кассовый аппарат, электронный контрольно-кассовый регистратор, компьютерно-кассовая система, электронный таксометр, автомат по продаже товаров (услуг) и др. согласно абз. 3 ст. 2 Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.1995 г. № 265/95-ВР (далееЗакон о РРО).

Приобретение и регистрация РРО

Налог на прибыль

Для того чтобы определить особенности взимания налога на прибыль по операциям, связанным с использованием РРО, прежде всего необходимо разобраться, где и как учитывать данный актив в налоговом учете.

Как правило, кассовый аппарат можно отнести к основным средствам. Поэтому стоит вспомнить, что основные средства — это материальные активы, которые назначаются налогоплательщиком для использования в хозяйственной деятельности, стоимость которых превышает 6000 грн и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом и ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых с даты ввода в эксплуатацию — более года в соответствии с пп. 14.1.138 НКУ.

Из толкования понятно, что материальный объект будет относиться к основным средствам, если будет соответствовать всем приведенным требованиям. Поскольку кассовый аппарат предприятие использует для торговых целей, а именно — чтобы обеспечить реализацию товаров (услуг), а следовательно — получение дохода, то требование об использовании его в хоздеятельности полностью выполняется.

Традиционно РРО служит не один год, т.е. и этот критерий для налоговых основных средств выполняется.

Осталось выяснить лишь его стоимость. Если РРО стоит дороже 6000 грн, то он относится к налоговым основным средствам, и расходы на его приобретение амортизируют. В противном случае данный актив попадает к малоценным необоротным материальным активам (далее — МНМА).

Так, когда первоначальная стоимость РРО превысит 6000 грн, то этот РРО попадет в 4 группу налоговых основных средств «Машины и оборудование», а именно в подгруппу «машины и оборудование, электронно-вычислительные машины, другие машины для автоматической обработки информации, связанные с ними средства считывания или печати информации...».

И помните: при вводе в эксплуатацию данного основного средства следует установить ему срок полезного использования, издав соответствующий приказ руководителя. При этом стоит отметить, что срок эксплуатации РРО указан в паспорте РРО. Тогда как для целей налогового учета минимальный срок полезного использования РРО как основного средства не может состалять менее 2-х лет (пп. 138.3.3 НКУ).