Как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Для специалистов финансово-экономических служб, которые регулярно проводят банковские операции, ошибочные платежи — не редкость, а обыденная «штатная» ситуация. Поэтому в данной консультации рассмотрим учетно-налоговые последствия таких огрехов и возможные пути их исправления

Согласно ст. 1212 Гражданского кодекса Украины (далее — ГКУ), средства, необоснованно полученные каким-либо лицом, должны быть возвращены их надлежащему владельцу.

Это общее «каноническое» правило, а за более детальной информацией необходимо обращаться к другим нормативно-правовым актам, в частности, к Закону Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» от 05.04.2001 г. № 2346-ІІІ (далее — Закон № 2346), Инструкции о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 21.01.2004 г. № 22 (далее — Инструкция № 22).

Термины

Ошибочный перевод — это движение определенной суммы средств, в результате которого по вине банка или другого субъекта перевода происходит ее списание со счета ненадлежащего плательщика и/или зачисление на счет ненадлежащего получателя либо выдача ему данной суммы в наличной форме (п. 1.24 Закона № 2346);

Ненадлежащий перевод — движение определенной суммы средств, в результате которого по вине инициатора перевода, не являющегося плательщиком, осуществляется ее списание со счета ненадлежащего плательщика и/или зачисление на счет ненадлежащего получателя либо выдача ему суммы перевода в наличной или имущественной форме (п. 1.24 Закона № 2346);

Ненадлежащий получатель — лицо, которому без законных оснований зачислена сумма перевода на его счет либо выдана ему в наличной форме (п. 1.23 Закона № 2346);

Ненадлежащий плательщик — лицо, со счета которого ошибочно или неправомерно переведена сумма средств (п. 1.32 Закона № 2346).

Учитывая приведенные определения, а также предписания ст. 1071 ГКУ и п. 32.3 Закона № 2346, согласно которым списание банками средств со счетов клиентов осуществляется на основании распоряжений последних, виновником ошибочного (ненадлежащего) платежа может стать кто-либо: банковское учреждение, плательщик средств или даже их получатель (взыскатель).

Собственно, от лица-виновника ошибочных перечислений средств зависит и механизм их возврата «пострадавшей» стороне. Ввиду этого рассмотрим все случаи отдельно.

Ошибочный перевод по вине банка

Причиной в данном случае могут быть разные факторы. Например, операционист банка может допустить ошибку в платежных реквизитах получателя или плательщика средств, завысить (занизить) сумму перевода, некорректно указать назначение платежа.

Но в целом все сводится к двум вариантам:

1) ошибочное зачисление средств на счет ненадлежащего получателя;

2) ошибочное списание средств со счета ненадлежащего плательщика.

При осуществлении ошибочного перевода на счет ненадлежащего получателя банк-нарушитель должен немедленно после выявления ошибки компенсировать надлежащему получателю полную сумму перевода за собственные средства (ст. 1073 ГКУ, пп. 32.3.1 Закона № 2346, п. 2.36 Инструкции № 22). Если это не сделать, получатель, которому предназначались средства, может требовать от банка перечисление основной суммы платежа и пени в размере 0,1% от суммы просроченного перевода за каждый день просрочки (но не более 10% от суммы перевода). Кроме того, если по вине банка у налогоплательщика возникнет налоговый долг, последний освобождается от уплаты штрафных санкций и пени. Вместе с тем весь груз «налоговой» ответственности возлагается на плечи финансового учреждения (п. 129.6 НКУ).