Главный бухгалтер отвечает за методологию ведения учета на предприятии, соблюдение кассовой дисциплины, является руководителем отдела бухгалтерии, он наделен полномочиями подписывать отчетность, владеет правом второй подписи на банковских документах. И это еще не все его обязанности. В общем, неудивительно, что замена работника, занимающего столь ответственную должность, — дело хлопотное. Сегодня мы как раз и поговорим о тонкостях этой процедуры

Варианты замены главного бухгалтера

Базовый документ, регламентирующий работу бухгалтера, Закон о бухучете, к сожалению, не описывает процедуры замены главного бухгалтера. Нет такой информации и в подзаконных актах.

Ранее в п. 6 Положения о главных бухгалтерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 24.01.1980 г. № 59, речь шла о том, что прием и сдачу дел при назначении и увольнении главного бухгалтера необходимо оформлять актом после проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности. Но сегодня данный документ не применяют, о чем неоднократно отмечалось в многочисленных письмах Минфина, например, от 12.02.2010 г. № 31-34000-10-5/3091. Такой же позиции придерживается и Минюст в письме от 06.11.2003 г. № 20-9-9354.

Таким образом, порядок передачи дел в случае замены главбуха хозрасчетным предприятием определяется самостоятельно (разумеется, с оглядкой на нормы трудового законодательства) и может быть закреплен во внутренних документах (скажем, в должностной инструкции главного бухгалтера) или утвержден приказом руководителя.

Вместе с тем для бюджетных учреждений действует Типовое положение о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденное постановлением КМУ от 26.01.2011 г. № 59, в п. 12 которого четко сказано:

«Прием (передача) дел главным бухгалтером при назначении на должность или увольнении с должности осуществляется после проведения внутренней проверки состояния бухгалтерского учета и отчетности, по результатам которой оформляется соответствующий акт».

Порядок передачи дел в случае замены главбуха может быть разным — в зависимости от причины увольнения, наличия на момент увольнения его преемника, а также от того, насколько мирно или наоборот конфликтно главбух «расстается» с работодателем.

В идеале все происходит следующим образом: узнав об увольнении бухгалтера, работодатель подыскивает ему замену среди имеющихся сотрудников или находит подходящую кандидатуру со стороны, назначая данное лицо заместителем главного бухгалтера на период вхождения в курс дела. На день увольнения «бывший» бухгалтер должен передать дела, а работодатель — оформить приказ о назначении заместителя главбухом.

В свою очередь такая схема действий на практике не всегда возможна.

Например, зачастую новый главбух приходит на место предыдущего, когда последний уже уволился. Поэтому может сложиться ситуация, когда новичку просто не у кого принимать дела или приходится принимать их у директора — человека, как правило, далекого от бухгалтерии. А это значит, что, вступив в должность главбуха, придется более тщательно произвести проверку составленных ранее документов, в частности, регистров, отчетности.